Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя школа-интернат им. Г.Ф.Кышпанакова»
рассмотрено
Руководитель МО
________/Чаптыкова О.П.
Протокол №1
от «28» августа 2025
согласовано
Зам.директора по УВР
______/Тодышева В.Е.
От «28» августа 2025
утверждено
Директор школы
________/Топоева О.К.
Приказ № 97
от 29 августа 2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Театральные фантазии»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Аева Августина Архиповна
Куйбышево, 2025
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и реализацию
общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 06-1172)
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России (ФГОСООО)
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в
приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
9. Письмо Министерства образования и науки РФ N 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
10. Положение о дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе
педагога ОО.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1. 1. Пояснительная записка
1. 1.1. Направленность программы – художественная.
1.1.2. Актуальность программы
Актуальность программы «Кукольный театр» обусловлена потребностью общества
в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами
театрального искусства возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творчеству. Таким образом, данная
программа обеспечивает создание условий для социального, культурного
самоопределения, а также для творческой самореализации личности каждого участника
коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным
и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми.
2
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря
динамичной эволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир
преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека.
При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий,
следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем,
созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех
психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и
работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой
деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме в программе
«Кукольный театр».
Актуальность данной программы базируется на том, что театрализованная
деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и
самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также
средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья
школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца,
литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовнонравственный мир ребенка. В ходе работы над спектаклем участники приобретают
навыки актерского и сценического мастерства, публичного выступления, опыт в создании
театральных кукол, декораций, грима, костюмов, звукового оформления и т. д.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы,
«когда ты интересен всем, все интересны тебе».
1.1.3. Значимость программы
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством
снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы
учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных
отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения,
взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Беседы о театре
знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с
его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все
это направлено на развитие зрительской культуры детей. Занятия театральной
деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию
и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное –
раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.
1.1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность
каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах художественного
творчества. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно
высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом
его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает
осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате
выявления скрытых талантов и потенциала.
В программе применён принцип междисциплинарной интеграции - применим к
смежным наукам: литература, музыка, изобразительное искусство, технология, вокал.
Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребёнка,
на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
3
1.1.5. Новизна программы
Впервые в практике образовательного учреждения исследуются возможности
школьной театральной педагогики в художественно-эстетическом образовании детей,
воздействии школьного театра на развитие творческих способностей обучающихся.
Уникальность проекта заключается в том, что включение театральных уроков в
образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом
самовыражении, самореализации и самоопределении ребёнка. Вместе с обучением
мастерству актера-кукольника, предполагаются занятия по декоративно-прикладному
искусству в области изготовления кукол, декораций, реквизита к кукольным спектаклям,
развитие речи, активное использование игровой деятельности для организации
творческого процесса – значительная часть практических занятий.
1.1.6. Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся 10-13 лет (разновозрастная группа),
увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не
требуется. Рекомендуемый состав группы 10 человек.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое
внимание на чем-либо – это характерные черты будущих участников программы.
К обучению по программе «Кукольный театр» допускаются дети без
предварительного отбора. Образовательный процесс выстраивается с учетом
психофизических и возрастных особенностей детей в группе.
1.1.7. Сроки реализации программы:
Программа «Кукольный театр реализуется в МБОУ «Куйбышевская средняя
школа-интернат им. Г.Ф.Кышпанакова». Курс рассчитан на 1 год обучения. Большую
часть программы составляют практические занятия.
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса:
С учетом выбранных форм – традиционная с использованием информационных
технологий. Программа не создает учебной перегрузки школьников, так как занятия
отличаются от традиционных уроков. Учет индивидуальных особенностей,
познавательного интереса, творческих способностей дает возможность проводить занятия
в кабинете, на сцене, на экскурсиях, в театре, затрагивая чувства и эмоции учащихся.
Условия набора учащихся: группы формируются на условиях свободного выбора. При
реализации программы «Кукольный театр» используются следующие педагогические
технологии:
- личностно ориентированное обучение;
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии;
- системно - деятельный подход в организации обучения школьников.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
- наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
- словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
- практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).
1.1.09. Форма обучения и режим занятий
Основная организационная форма обучения – очная с применением информационных
технологий. Учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное). Подбор
форм организации учебного занятия зависит от преобладания на занятии того или иного
4
вида деятельности соответствуют возрастным особенностям обучающихся (10 – 13 лет).
Форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в
малых группах и индивидуально.
Количество обучающихся – 10 человек. Режим занятий – 2 часа в неделю.
Продолжительность реализации программы: 68 часов.
Форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в
малых группах и индивидуально. Традиционные формы занятий следующие: беседа,
практические занятия, репетиции, постановки, спектакли, выездные занятия.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, наглядными пособиями,
презентациями, видеоматериалами с целью формирования навыка коллективной работы и
навыка общения.
- Практические занятия, предполагает выполнение упражнений с анализом
пластической реакции, развитие мимических, жестовых навыков.
- Занятие-постановка, репетиция — проводится с целью развития речи воспитанников
и их двигательной культуры, развиваются актерские способности детей.
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие–спектакль
(представление) совершенствует технику сценической речи, формирует
навык коллективной работы и творческой дисциплины.
- Выездное занятие – посещение Абаканского театра кукол «Сказка».
1.1.10 Педагогическая целесообразность программы
Программа педагогически целесообразна, так как обучение по данной программе:
1. помогает детям методами театральной деятельности раскрыть их творческие
способности;
2. развивает психические, физические и нравственные качества;
3. повышает уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи,
музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет
детям быть более успешными в школе и в жизни;
4. стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, развивает
воображение, художественно-творческие способности;
5. способствует ранней профориентации учащихся».
1.2. Цель и задачи программы
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков,
раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства;
организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
Возраст
обучающихся
10-13лет
Задачи программы
Личностные
(воспитательные)
1. Формировать у
обучающихся нравственное
отношение к окружающему
миру, чувства
сопричастности к его
явлениям;
2. Способствовать
воспитанию культуры
Метапредметные
(развивающие)
1. Формировать у
обучающихся навыки
саморазвития и
самовоспитания,
готовность и
способность к
самостоятельной
творческой
5
Предметные (обучающие)
1. Совершенствовать у
обучающихся знания и
навыки по основам
актёрского мастерства;
2. Расширить знания
актёрского и речевого
тренинга;
3. Совершенствовать умения
общения в коллективе,
внимательного и
ответственного отношения
к работе;
3. Формировать критерии
отбора жизненных и
художественных ценностей
и ориентиров;
4. Воспитывать черты
характера творческой
личности: уверенность в
себе, в своих силах и
способностях,
целеустремлённость,
решимость (преодоление
собственных страхов),
дисциплин, способность к
критическому анализу,
нестандартность и
независимость мышления;
5. Формировать умение
концентрировать внимание,
образное мышление.,
наблюдательность,
фантазию, воображение,
чувство юмора, гибкость
ума.
деятельности;
владеть своим телом,
речевым аппаратом,
освобождаться от
мышечного зажима, развить
пластические способности,
преодолевать страх перед
публичным «одиночеством»,
путём освоения основ
актёрского мастерства;
2. Способствовать
развитию творческой
индивидуальности
обучающегося;
3. Способствовать
развитию у
обучающегося
устойчивой мотивации к
занятиям актерским
мастерством;
4. Формировать навык
координации мышц
дыхательной системы и
внешней и внутренней
артикуляции;
4. Формировать
понимание, что данный
вид деятельности может
привести к
профессиональному
самоопределению
5. Ознакомление с
профессиями актёра
кукольника, художникадекоратора, гримера,
музыканта, хореографа;
путём освоения основ
актёрского мастерства.
6. Формировать умение
работать с различными
видами текста, обучать
умению сосредотачиваться
на выполнении
индивидуального задания,
исключая из поля внимания
помехи извне.
1.3. Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
всего теория практика
Формы
аттестации
(контроля)
1
«Здравствуй, театр!»
4
4
Выполнение
теста «Это
театр!»
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях
2
2
Беседа по
итогам
6
1.2
«Здравствуй, театр!». Правила поведения в театре. 2
Театральный этикет
2
2
Основы театральной культуры. Игровая
мотивация
12
4
2
Тест
8
Игровые
задания
2.1
История развития кукольного театра. Из истории
русского кукольного театра
2
2.2
Знакомство с куклами разных систем.
Традиционная игрушка русского народа –
Петрушка
2
2
Викторина
2.3
Экскурсия в Абаканский театр кукол «Сказка»
2
2
Чек -лист
2.4
Понятие о театрализации и сценографии образа.
Познавательные творческие игры
2
2.5
Основы театральной импровизации
2
2
Игра «Угадай
героя»
2.6
Развитие гибкости, пластичности и выразительности 2
рук. Обучение приёмам актёрского мастерства
2
Игровые
задания
3
Речь, речь, речь…
6
3
3
Тренинг
3.1
Выразительная речь. Искусство речи. Речь в
повседневной жизни, в творчестве актёра
2
2
3.2
Дыхание. Артикуляционная гимнастика
2
1
3.3
Дикционные упражнения
2
7
Тест
2
Творческая игра
Беседа, опрос,
игры
1
2
Игры и
наблюдение за
развитием
четкой дикции,
логики речи и
орфоэпии.
Игры и
наблюдение за
развитием
четкой дикции,
логики речи и
орфоэпии
4
Мастерская актёра
10
2
4.1
Знакомство с техникой папье-маше, изготовление
болванок (глина, пластилин )
2
2
4.2
Маширование – первый способ техники папье-маше:
2
изготовление клейстера, выклеивание, сушка
2
Контроль по
образцу
4.3
Снятие бумажных головок с болванок, склеивание
частей, обклеивание чулком, марлей, сушка.
2
2
Контроль по
образцу
4.4
Грунтовка, зашкуривание, лакировка.
Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель,
гуашь, масляная краска, лакировка)
2
2
Контроль по
образцу
4.5
Оформление головки, парик, атрибуты
2
2
Контроль по
образцу
5
Упражнения на формирование актерских умений
8
и навыков
6
Педагогическое
наблюдение
5.1
Выработка теоретических знаний, умений и навыков 2
актёрского мастерства и их закрепление в процессе
игровых упражнений и этюдов
2
8
Выставка
Контроль по
образцу
2
Беседа.
Наблюдение.
Анализ
деятельности
5.2
Использование усвоенных упражнений в новых
2
условиях. Упражнения творческого характера
2
Наблюдение.
Анализ
деятельности
5.3
. Основы кукловождения
2
2
Наблюдение.
Анализ
деятельности
5.4
Выработка умений перемещения за ширмой
2
2
Наблюдение.
Анализ
деятельности
8
6
Работа над спектаклем
26
3
23
Анализ
спектакля
6.1
Выбор пьесы, распределение ролей. Изготовление
декораций и анализ по событиям
2
1
1
Наблюдение.
Игра – кастинг
6.2
Видеопросмотр произведения. Знакомство со сказкой 2
в исполнении педагога
2
6.3
Знакомство со сценарием
2
2
Наблюдение,
анализ
6.4
Чтение текста сказки по ролям, эмоционально
передавая образ героев
2
2
Игровое задание
2
2
Наблюдение.
Анализ
деятельности
6.5
Изготовление декораций и анализ по событиям
Наблюдение,
анализ
6.6
Инсценирование сказки, анализ по событиям.
Диалоги
2
2
Игровое задание
6.7
Инсценирование сказки. Диалоги, подбор костюмов 2
для кукол
2
Игровое задание
6.8
Музыкально-ритмические движения, работа над
дикцией.
2
2
Игровое задание
6.9
Репетиционная работа
2
2
Игровое
задание, анализ
6.10 Репетиционная работа
2
2
Игровое
задание, анализ
6.11 Репетиционная работа
2
2
Игровое
задание, анализ
9
6.12 Репетиционная работа, создание афиши и
программки
2
2
Конкурс
6.13
Показ спектакля
2
2
спектакль
7
«Подведение итогов»
2
2
праздник
2
2
альбом
7.1
Оформление альбома «Театр и мы»
1.3.2. Содержание учебного плана
Тема 1.1 «Здравствуй театр!»» - 4 часа
Теория (4 часа) Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в театре.
Театральный этикет
Практика (0 часов)
Формы контроля- Выполнение теста «Это театр!»
Тема 1.2. (6часов) Основы театральной культуры. Игровая мотивация
Теория. (3 часа) История развития кукольного театра. Из истории русского кукольного
театра. Слушание и разбор новых произведений
Практика (3 часа) Экскурсия в кукольный театр. Знакомство с куклами разных систем.
Куклы театра теней, куклы-марионетки, куклы бибабо за ширмой. пальчиковые куклы,
конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы. Традиционная игрушка
русского народа – Петрушка. Понятие о настольном и теневом театре, театрализации и
сценографии образа. Развитие гибкости, пластичности и выразительности рук
Формы контроля- Игровые задания
Тема 1.3. Речь, речь, речь…(10 часов)
Теория (2 часа) Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в
творчестве актёра
Практика (8 часов) Дыхание и дикционные упражнения. Комплексы упражнений
подготовки речевого аппарата к репетиции или выступлению. Работа над литературным
текстом. Работа над речевым образом роли, интонации, темп и ритм, контекст,
скороговорки, чистоговорки. Соединение речи актера с маской куклы. Рассказывание
10
Формы контроля. Тренинг. Игры и наблюдение за развитием четкой дикции, логики речи
и орфоэпии
Тема 1.4. Мастерская актёра. (10 часов)
Теория (2 часов)
Практика (8 часов) Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок (глина,
пластилин). Маширование – первый способ техники папье-маше: изготовление клейстера,
выклеивание, сушка. Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей,
обклеивание чулком, марлей, сушка. Грунтовка, зашкуривание, лакировка. Окрашивание,
сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь, масляная краска, лакировка) Оформление
головки, парик, атрибуты
Формы контроля. Выставка.
Тема 1.5. Упражнения на формирование актерских умений и навыков (8 часов)
Теория (2 часа) Выработка теоретических знаний, умений и навыков актёрского
мастерства и их закрепление в процессе игровых упражнений и этюдов.
Практика (6 часов) Использование усвоенных упражнений в новых условиях. Упражнения
творческого характера. Основы кукловождения. Выработка умений перемещения за
ширмой
Формы контроля. Педагогическое наблюдение
Тема 1.6. Работа над спектаклем (26 часов)
Теория (3 часа) Выбор пьесы, распределение ролей. Изготовление декораций и анализ по
событиям. Видеопросмотр произведения. Знакомство со сказкой в исполнении педагога.
Практика (23 часа) Чтение по ролям. Диалоги. Подбор костюмов. Музыкальноритмические движения, работа над дикцией. Репетиции как творческий процесс и
коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических
средств и талантов. Показ спектакля.
Форма контроля. Анализ спектакля
Тема 1.7. Подведение итогов (2 часа)
Теория (0 часов)
Практика (2 часа) Оформление альбома «Театр и мы»
Форма контроля. Праздник, подведение итогов
1.4 Планируемые результаты
1. Предметные результаты:
1. У обучающихся усовершенствованы знания и навыки по основам актёрского
мастерства
2. Расширены знания актёрского и речевого тренинга
3. Усовершенствованы умения владеть своим телом, речевым аппаратом, освобождаться
от мышечного зажима, развить пластические способности, преодолён страх перед
публичным «одиночеством», путём освоения основ актёрского мастерства
11
4. Сформирован навык координации мышц дыхательной системы и внешней и внутренней
артикуляции
5. Учащиеся ознакомлены с профессиями актера - кукольника, художника-декоратора,
гримера, музыканта, хореографа
6. Сформировано умение работать с различными видами текста, обучены умению
сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания
помехи извне
2. Личностные результаты:
1. У обучающихся сформировано нравственное отношение к окружающему миру,
чувства сопричастности к его явлениям
2. Воспитана культура общения в коллективе, внимательное и ответственное отношение
к работе
3. Сформированы критерии отбора жизненных и художественных ценностей и
ориентиров
4. Воспитаны черты характера творческой личности: уверенность в себе, в своих силах и
способностях, целеустремлённость, решимость (преодоление собственных страхов),
дисциплин, способность к критическому анализу, нестандартность и независимость
мышления
5. Сформировано умение концентрировать внимание, образное мышление,
наблюдательность, фантазию, воображение, чувство юмора, гибкость ума
3. Метапредметные результаты:
1. Сформированы навыки саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к
самостоятельной творческой деятельности;
2. Развита творческая индивидуальность обучающегося;
3. Развита устойчивая мотивация к занятиям актерским мастерством;
4. Сформировано понимание, что данный вид деятельности может привести к
профессиональному самоопределению путём освоения основ актёрского мастерства;
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-тематический план
№
п/п
1
2
Тема занятия
Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях
«Здравствуй, театр!»
Правила поведения в
Коли Форма
чество занятия
часов
2
2
Форма
контроля
Место
прове
дения
Дата
прове
дения
теория
беседа
кабинет
04.09
теория
беседа по
итогам
кабинет
11.09
12
театре. Театральный этикет
3
4
5
6
7
8
9
10
История развития
кукольного театра. Из
истории русского
кукольного театра
Знакомство с куклами
разных
систем.
Традиционная
игрушка
русского
народаПетрушка
Экскурсия в Абаканский
театр кукол «Сказка»
Понятие о театрализации
и сценографии образа
Основы театральной
импровизации
2
2
2
2
2
Развитие гибкости,
пластичности и
выразительности рук.
Обучение приемам
актерского мастерства
Выразительная речь.
Искусство речи. Речь в
повседневной жизни, в
творчестве актёра
2
Дыхание.
Артикуляционная
гимнастика
2
11
Дикционные упражнения
12
Знакомство с техникой
папье-маше, изготовление
2
2
2
теория
тест
кабинет
18.09
практика
викторина
кабинет
25.09
практика
чек- лист
выездная 02.10
экскурсия
теория
Беседа по
итогам
кабинет
09.10
практика
Беседа по
итогам
кабинет
16.10
практика
Творческая
кабинет
игра «Угадай
героя»
23.10
практика
Игры и
наблюдение
за развитием
четкой
дикции,
логики речи
и орфоэпии
теория
Наблюдение актовый
13.11
за развитием зал, сцена
четкой
дикции,
логики речи
и орфоэпии
практика
Игры и
наблюдение
за развитием
четкой
дикции,
логики речи
и орфоэпии
контроль по
образцу
практика
13
актовый
06.11
зал, сцена
кабинет
кабинет
20.11
27.11
болванок ( глина,
пластилин)
13
Маширование – первый
способ техники папьемаше:
изготовление
клейстера,
выклеивание,
сушка
14
Снятие бумажных головок с
болванок, склеивание
частей, обклеивание
чулком, марлей, сушка
Грунтовка, зашкуривание,
лакировка.
Окрашивание, сочетание
цветовых гамм
Оформление головки,
парик, атрибуты
Выработка теоретических
знаний, умений и навыков
актёрского мастерства и их
закрепление в процессе
игровых упражнений и
этюдов
15
16
17
18
19
20
Использование игровых
упражнений в новых
условиях. Упражнения
творческого характера
Основы кукловождения
Выработка умений
перемещения за ширмой
2
практика
контроль по
образцу
кабинет
04.12
2
практика
контроль по
образцу
кабинет
11.12
2
практика
контроль по
образцу
кабинет
18.12
2
практика
25.12
2
практика
контроль по кабинет
образцу,
выставка
беседа,
кабинет
наблюдение,
анализ
деятельности
2
практика
наблюдение, актовый
22.01
анализ
зал, сцена
деятельности
2
практика
2
теория,
практика
наблюдение,
анализ
деятельности
наблюдение,
анализ
деятельности
21
Выбор пьесы,
распределение ролей
2
практика
22
Видеопросмотр
произведения. Знакомство
со сказкой в исполнении
педагога
2
практика
2
практика
2
практика
23
24
Знакомство со сценарием
Чтение текста сказки по
ролям, эмоционально
передавая образ героев
14
15.01
актовый
29.01
зал, сцена
актовый
05.02
зал, сцена
наблюдение, кабинет
игра
кастинг
наблюдение, кабинет
анализ
деятельности
12.02
беседа,
анализ
игровое
задание
кабинет
26.02
кабинет
05.03
19.02
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Изготовление декораций и
анализ по событиям
Инсценирование сказки.
Диалоги
Инсценирование
сказки.
Диалоги. Подбор костюмов
для кукол
Музыкально-ритмические
движения, работа над
дикцией
Репетиционная работа
Репетиционная работа
Репетиционная работа
Репетиционная работа,
создание афиши и
программки
Показ спектакля
Оформление альбома
«Театр и мы»
2
практика
игровое
задание
кабинет
12.03
2
теория
конкурс
кабинет
19.03
2
практика
контроль по кабинет
образцу
02.04
2
практика
конкурс
кабинет
09.04
2
практика
конкурс
кабинет
16.04
2
практика
конкурс
актовый
23.04
зал, сцена
2
практика
конкурс
актовый
30.04
зал, сцена
2
практика
конкурс
актовый
07.05
зал, сцена
2
практика
выступление, актовый
14.05
спектакль
зал, сцена
2
практика
альбом
кабинет
21.05
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
1.Классный кабинет для групповых и индивидуальных занятий, в котором реализуется
программа соответствует нормам СанПин.
2.Наличие репетиционного помещения (актовый зал, сцена).
3. Стулья , столы, шкафы для хранения кукол, костюмов, реквизита, дидактического
материала , ширма.
4. Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.)
5. Мультимедийный проектор (1 шт.)
6. Экран (1 шт.)
7. Материалы для изготовления декораций (бумага, гуашь, карандаши, клей, картон,
ватман, рейка)
8. Материалы для реставрации сценических костюмов и кукол (нитки, ткани, поролон и
др.)
2.2.2. Информационное обеспечение
15
Аудиозаписи, видеозаписи, презентации, фото, интернет источники, литературные
произведения.
- http://dramateshka.ru/
- http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo
- http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
- http://pochemu4ka.ru/publ/99-1-0-634(сценарий сказки)
- http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
- http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол)
2.2.3. Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Кукольный театр» реализуется педагогом дополнительного образования без
категории.
Педагог имеет высшее педагогическое образование по специальности
«Учитель начальных классов», систематически проходит курсы повышения
квалификации по данным направлениям.
2.3. Формы аттестации
Систематический контроль и педагогическое наблюдение за эффективностью
театрально-педагогического процесса со стороны педагога:
- входной контроль (входная диагностика) – форма прослушивания .
- текущий контроль – проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, творческих заданий, тестирования, конкурсов,
показа этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.
- итоговая аттестация проводится в конце учебного года по окончании освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в форме
творческого отчета.
Принципы аттестации
• научность;
• открытость результатов для педагогов и родителей, доступность;
• свобода выбора педагогом форм и методов проведения оценки результатов;
• обоснованность критериев оценки результатов с учётом конкретного вида деятельности;
• учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
• соблюдение педагогической этики
2.4. Оценочные материалы.
Оценочные материалы включают в себя:
- показ спектаклей, художественных номеров;
- участие в школьных, районных, областных мероприятиях и конкурсах детского
творчества;
- открытое занятие;
- тест.
Формы фиксации и оценивания результатов:
- Альбом «Театр и мы» (видео-, фотоматериалы);
- отзывы о спектаклях, художественных номерах;
- детские рисунки и высказывания детей-зрителей о спектаклях.
Диагностическая методика обученности.
Разработанная образовательная программа «Кукольный театр» предусматривает
диагностику проверки знаний, умений и навыков обучающихся по разделам. Оценочные
материалы приведены в оценочном листе. (Приложение 2 ).
16
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
- комбинированное занятие
- применение знаний на практике, формирование практических умений.
При проведении занятий используются следующие методы обучения: словесный,
наглядный, практический, игровой, дискуссионный и другие, а также воспитания:
убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и другие.
Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные групповые
теоретические и практические занятия: учебное занятие, беседа, дискуссия, ролевая игра,
круглый стол;
Формы организации учебного занятия: наблюдение, беседа, тест, практическая
деятельность, публичное выступление и др..
Методы:
- Словесный метод базируется на беседах, индивидуальных и коллективных
упражнениях.
- Метод практической работы. Занятия в рамках программы простроены таким образом,
что большее количество времени отводится на практическую работу - театрализованные
игры.
- Метод игры ролевая игра, игры на развитие внимания, памяти.
2.6. Список литературы
2.6.1. Материалы для обучающихся:
1. Трошина А.С. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки». М. Просвещение, 1999год.
5. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз – 1999 г.
6. Бубнова Е.В.Праздники- проказники. «Издательство «Тригон», 2011.
7. Иванова Г.В. Праздники нашего двора. «Издательство «Тригон», 2010.
8. Календарь 2002. Рукоделие.
2.6.2. Материалы для педагогов:
1. Алянский, Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г.
2. Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост.
Н.Ф.Филиппова.- Горно-Алтайск, 2015. – 64 с.
3. Кидин, С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий,
сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар.просвещения, заслуж.работник культуры. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.
4. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/ автсост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
5. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы / С.В.Логинов. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 187 с.
6. Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки,
открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН»,
1998.- 65 с.
7. Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.-сост.
Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.
17
8. Театрализованные игры для младших школьников / сост.Р.В. Димитренко. –
Волгоград: Учитель, 2006. – 91 с.
9. Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. – сост. Е.А. Гальцова.
Волгоград: Учитель, 2009. – 215 с.
10. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с., с илл.(Внимание: дети!).
11. Федотов.А. Техника театра кукол. Государственное издательство ИСКУССТВО,
Москва 1953 г.-180 с.
12. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.:
Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.- (Театр и дети).
Интернет-ресурсы:
https://www.babyblog.ru/user/Mamoschka/3003403
http://urok.1sept.ru/статьи/615272/
https://www.liveinternet.ru/users/sveta0204/post298203200/
https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogo-teatra#axzz2kbtz9hdZ
https://www.kakprosto.ru/kak-52832-kak-sshit-kuklu-dlya-kukolnogo-teatra#axzz2kbtz9hdZ
Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях
школьных театров [Электронный ресурс].
https://sch46saratov.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_shkol_nyht
eatrov.pdf
Как начать театральную программу в вашей школе [Электронный ресурс].
https://repit.online/blog/post/kak-organizovat-shkolnyj-teatr.html
Значение и применение кукол «Бибабо» в работе с детьми. [Электронный ресурс].
https://nsportal.ru/user/1282181/page/znachenie-i-primenenie-kukol-bi-ba-bo-v-rabote-s-detmidoshkolnogo-vozrasta
https://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-zolotoy_kluchik.html
Приложение 1
Тезаурус (понятийный словарь)
Артикуляционный аппарат - работа языка, подбородка и губ.
Ассоциации - ощущения, восприятие, представление.
Дикция - манера выговаривать слова.
Конфликт - борьба персонажей.
Кульминация - момент высокого эмоционального напряжения, наиболее яркого и
сильного раскрытия образа.
Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на
сходстве, аналогии.
Мизансцена - расположение актеров на сцене в определенном сочетании друг с другом и
с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля.
Напольные куклы - находятся ниже актера, приводятся в движение на глазах у зрителя.
Образ (сценический) - тип, характер, созданный артистом.
Орфоэпия - произносительные нормы языка, нормы литературного произношения.
Педжент - английский средневековый театр, где действия разделены на отдельные сцены,
игравшиеся разными актерами.
Пластика - согласованность движений и жестов.
Сверхзадача - цель пьесы, воплощенная в работе и «донесенная» до зрителя.
Символ - образ, иносказательно выражающий какое-либо понятие или отвлеченную
идею.
18
Сквозное действие - действия и поступки, совершаемые героями, в 28 соответствии с
целью постановки.
Сценическое пространство - варианты ширм различных конструкций, определяемые
системой вождения кукол.
Сценография - оформление театрального спектакля.
Сюжет - художественное воплощение событий.
Ширма - сцена для показа кукольного представления.
Приложение 2
Примерный диагностический лист обученности.
№ Критерии оценивания
Замысел
Композиция
Полугодие I
1
Аккуратность
Тема 1. «Здравствуй, театр»
Система оценки
По каждому критерию учащийся может
набрать 3 балла.
1- Работа выполняется с помощью
педагога
2- самостоятельное выполнение работы с
частичной помощью педагога
3- самостоятельное выполнение работы
Тема 2.»Основы театральной культуры»
Тема 3. «Речь, речь, речь…»
Максимум 9 баллов
Полугодие II
2
По каждому критерию учащийся может
набрать 3 балла.
Тема 4. «Мастерская актёра»
1- выполнение с помощью педагога
2- самостоятельное выполнение с
частичной помощью педагога
3- самостоятельное выполнение
Тема 5. «Упражнения на формирование
актерских умений и навыков».
Максимум 9 баллов
Тема 6. . «Работа над спектаклем»
Тема 7. «Подведение итогов».
Результаты итоговой аттестации
№ Фамилия, имя Сценическая
Изготовление
ребёнка
речь
игрушки
Содержание аттестации:
1.Чтение
Разработка
скороговорок
шаблонов и
изготовление
мягкой игрушки по
заданию педагога
или
самостоятельному
выбору учащегося
2.Постановка
голоса
19
Кукловождение
Задание на
вождение куклы
Итог
Результаты итоговой аттестации
п/п Фамилия, имя обучающегося
Содержание аттестации
Итоговая
оценка
1-2 балла – низкий уровень – человек ( %)
3-4 балла – средний уровень – человека ( % )
5-8 баллов – высокий уровень – 0 человек ( 0 % )
Приложение 3
Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» 1
Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности
обучающихся.
Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить
степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 − всегда;
3 − почти всегда;
2 − иногда;
1 − очень редко;
0 − никогда.
Предлагаемые суждения.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
20
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
______________________________________________________________________________
1 М.И.
Рожков – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Автор 312
научных работ, в том числе изданных в США, Голландии, Польше, Израиле.
Действительный член ряда академий: Российской академии естественных наук, Академии
профессионального образования, Международной Академии психологических наук, Балтийской
педагогической Академии, Русского научного общества Эстонии.
Лауреат премии Ленинского комсомола в области педагогической деятельности, Лауреат областного
конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу, дважды Лауреат премии Правительства России в
области образования. 33
.
Приложение 4.
Чек-лист «Посещение театральной постановки»
№
п/п
Категории
Ответы
1
Название спектакля
2
Название театра
3
ФИ актеров, исполняющих главную роль
4
Жанр театрального искусства
5
Оцените свои эмоции от посещения спектакля по
шкале от 1 до 5, где 5 – максимально
положительные, 1 – максимально отрицательные
6
Самая запоминающаяся сцена постановки
7
Три воспоминания, которые будут тебе полезны в
театральном опыте
Лист оценки: «Участие в показе спектакля»
№ п/п ФИ обучающегося
Практические навыки
21
Умение работать в
группе
Сценическая
практика
Умение
кукловождения
Вера в вымысел
Пластическая
выразительность
Техника речи
Знания,
умения,
навыки
Уровень
(средний
балл)
1
2
3
4
5
...
1.Техника речи.
2. Пластическая выразительность.
3. Вера в вымысел.
4. Сценическая практика.
5. Умение кукловождения
6. Умение работать в группе.
Оценочные баллы:
5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно)
Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, итоговый результат развития
знаний, умений и навыков учащихся рассматривается как среднее по всем выделенным
показателям, что определяет общий уровень развития (освоения) актерских и
исполнительских навыков и умений учащегося.
Низкий уровень (0-1) - нестабильное, неубедительное воплощение художественного
образа. Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность
сценического движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении
роли.
Средний уровень (2-3) - достаточно убедительное воплощение художественного образа.
Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой речи.
Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского замысла
при исполнении роли.
Высокий уровень (4-5) - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой
речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.
Приложение 5 (к теме 3)
22
Дидактические игры и упражнения по актерскому мастерству.
Театрализованные игры:
1. «Не хочу манной каши!»
Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
Ход игры: Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие —
детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу
(геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может.
Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок
капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько
вежливо и мягко, что родители ему уступают.
Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и
воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и
котенок — мяуканьем; лягушка и лягушонок — кваканьем.
2. «Зеркало»
Цель: развивать монологическую речь.
Ход игры:
Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В зал вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него,
первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не
нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.
3. «Деревянные и тряпичные куклы»
Цель: снять мышечное напряжение
Ход игры: При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса,
опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево,
сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и
корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при
этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также
поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз
подряд, то в одной, то в другой форме.
4. «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Ход игры: Педагог созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают
иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не
произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например:
ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети
23
второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает —
первая.
5. «Вижу - не вижу, Слышу - не слышу»
Цель игры: развитие внимания к окружающему миру.
Ход игры:
1. Дети сидят на стульчиках, ушки закрыты руками. По команде учителя они открывают ушки
и слушают звуки комнаты. (например, дождь за окном, шаги в коридоре, звучание
музыкального инструмента.). Говорят, что слышат.
2. Дети внимательно смотрят вокруг, стараются запомнить, что они увидели. Закрывают
глаза. В это время учитель производит какие-то изменения в комнате (например, открываетзакрывает дверь, включает-выключает часть освещения, переставляет предметы мебели).
Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось
6. «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Ход игры:
Петрушкина загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит
беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара
составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
6. У вас именины
7. «Эстафета»
Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по
очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение
можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые
ситуации.
а) Знакомство. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок
(Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т. п.). Он хочет познакомиться с детьми и
предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
б) Радиограмма. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с
просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по
цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все
дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и
последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда
корабль спасен.
8. «Есть ли нет?»
Цель: Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры: Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет
задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»;
если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
24
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
9. «Передай позу»
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами.
Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот
запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с
позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
10. «Запомни фотографию»
Цель: Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность
действий.
Ход игры: Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе
выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и
«фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети
меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант.
Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или
придумать, кто и где фотографируется.
11. «Кто во что одет?»
Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки,
и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?
Для девочек:
Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет
одежды названного ребенка.
12. «Тень»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Ход игры: Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения:
останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5
человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился
потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы
сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т. д.
13. «Я вижу, что…»
Цель игры: развитие воображения, умение работать в группе.
Ход игры: Преподаватель предлагает следующие ситуации, а дети пытаются их
воспроизвести: Я вижу…
1.детей, которые прыгают вокруг меня
2.мячики, которые прыгают и стучат об пол
3.старого человека, который несет бревно
4.много детей, которые мне улыбаются
5.детей, скачущих на симпатичных пони
6.порхающих вокруг меня разноцветных бабочек
7.детей, которые поют, но я не могу расслышать, что
25
8.лягушек, которые перепрыгивают с одного листа на другой
9.солдат на параде
10.детей, играющих на разных музыкальных инструментах
11.крадущихся кошек
14. Представь и покажи
Цель игры: Развитие воображения, развитие умения владеть своим телом.Ход игры:
Преподаватель предлагает варианты импровизации. Представьте, что…
1.ваши ладони из тяжелого железа
2.тело из резины
3.правая рука - надутый воздушный шарик
4.живот - полный пруд воды
5. руки – птичьи крылья
6.ноги в солдатских сапогах
7.нос кролика
8.пасть льва
9.тело – маленькое перышко
10.тело – капля дождя
Упражнения и этюды
1.Угадай: что я делаю?
Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры:
Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю
конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т. п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку;
наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
2.Одно и то же по-разному.
Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными
причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры:
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по
определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает»
и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны
догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях
выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
26
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
3.Кругосветное путешествие.
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию,
расширять знания детей.
Ход игры:
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где
проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через
океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с
помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту
действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая
условное превращение.
4.Превращение предмета.
Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и
фантазию.
Ход игры:
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к
другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое
предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных
предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная
щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок,
цыпленок и т. д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное
название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу,
памятник, костер и т. д.
5.Превращение комнаты.
Цель: Та же.
Ход игры:
Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант
превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения
отгадывают, во что именно превращена комната.
27
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника,
зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т. д.
6.Превращение детей.
Цель: Та же.
Ход игры:
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей,
лягушек, котят и т. д. Педагог может сам превратиться в злую
волшебницу и превращать детей по своему желанию.
7.Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно,
обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры:
Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с
помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные
дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка,
дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/).
1. Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
2. Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
3.У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
4.Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
5. Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Сценическое движение (ритмика, пластика)
1.Муравьи.
Цель игры: Развитие умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по
площадке и не сталкиваясь друг с другом.
Ход игры: По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не
сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
2. Мокрые котята.
28
Цель игры: Развитие умения снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи,
корпуса.
Ход игры: Дети двигаются по залу мягким, слегка пружинящим шагом, изображая
маленьких котят. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек,
напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки
дождя», по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая,
соответственно, зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
3. Мосты.
Цель игры: Укрепление мышц живота, спины, рук и ног, развитие чувства пространства и
ощущения собственного тела.
Ход игры: Для игры понадобится подушечка или коробочка. Детям предлагается
построить мостик через подушечку (коробочку) разными способами:
Встав на пол с одной стороны, а руки поставив на другую сторону
Одна нога с одной стороны, другая – с другой
Одна рука с одной стороны, одна нога – с другой, свободные рука и нога - в воздухе.
Возможно, дети придумают другие интересные варианты
4. Домик черепахи.
Цель игры: Развитие пластичности, ощущения собственного тела
Ход игры: На спину ребенку кладется маленькая подушечка или книга. Задача ребенка
пронести ее на спине, идя на четвереньках, и не уронить.
5. Личинка – гусеница – бабочка.
Цель игры: Развитие воображения, тренировка пластики тела.
Ход игры: Дети в пластической форме «превращаются» из личинки в гусеницу, а потом в
бабочку.
6.Пламя.
Цель игры: Развитие воображения, тренировка пластики тела.
Ход игры: Преподаватель предлагает следующую импровизацию: «Представьте, что вы –
свеча. Вот я зажигаю ваш фитилек (ручки, голова). Вы горите и потрескиваете. Вот подул
ветер, но пламя не погасло, а разгорелось ещё более ярко… Постепенно свеча догорает
(дети оседают на пол) и превращается в мягкий кусочек воска, который я могу помять
руками и скатать из него шарик».
7. Щенок.
Цель игры: Воспитание бережного отношения к животным, тренировка пластики тела.
Ход игры: Для игры каждому ребенку понадобится тонкий шелковый платочек или
шарфик. Преподаватель предлагает детям взять платочек за уголок и представить, что это
щенок, с которым можно
Гулять
Обходить препятствия
Не подпускать к другим собакам
Кормить
Укладывать спать и т.д.
8. Легкое – тяжелое.
Цель игры: Развитие умения напрягать и расслаблять руки, ноги, все тело в целом.
Ход игры: детям предлагается представить, что они поднимают воображаемые предметы
(должны чередоваться тяжелые и легкие предметы). Например: перышко – камень,
зернышко – гиря, воздушный шарик - мамину сумку, цветочек – папин портфель.
9. Внутри и снаружи.
Цель игры: Развитие координации в пространстве
Ход игры: Детям понадобятся обручи (по одному на 3 – 4 человек) Педагог предлагает
детям вначале выполнять движения или танцевать за границей обруча, а потом, заходя по
одному внутрь, продолжить танец. Дети должны следить за тем, чтобы движения их были
непрерывными, а также за тем, чтобы не сталкиваться и не мешать друг другу.
29
10.Что умеют ваши ручки?
Цель игры: Развитие пластики тела и воображения
Ход игры: Детям предлагают показать, что умеют из ручки. Например:
Стряхивать воду
Обнимать
Месить глину
Звать
Выкручивать белье и т.д.
Или ножки:
Играть пальчиками
Маршировать
Красться на цыпочках
Приседать
Танцевать твист и т.д.
Упражнения на координацию движений:
1.Руки расположены ладонями вниз. Правая рука - в кулаке, левая – развернута. На счет
«раз» меняем положение рук, на счет «два» - обратно.
2.Правая рука сжата в кулак, ладонью вниз. Левая рука развернута ладонью вверх. На счет
«раз» меняем положение рук, на счет «два» - обратно.
3.Правая рука на ребре сжата в кулак, указательный палец выставлен вперед. Левая рука
развернута ладонью вниз. На счет «раз» меняем положение рук, на счет «два» - обратно.
4.«Сказка пальцев». Ладони сложены вместе, пальцы разведены.
Пальчики «здороваются» попарно
«Мама – мама»
(«Здороваются» мизинчики)
«Что? Что? Что?»
(«Здороваются» большие пальцы)
«Гости едут»
(«Здороваются» мизинчики)
«Ну и что?»
(«Здороваются» большие пальцы)
«Здрасте, Здрасте!»
(Поочередно скрещиваются указ.,сред.,безым. пальцы)
«Чмок, Чмок, Чмок»
(«Здороваются» все пальчики).
5.Одна рука хлопает по голове, вторая по кругу поглаживает животик. (Поэтапно в
разных вариантах)
6.«Буратино». Ноги прыжком в стороны, прыжком вместе. Руки вдоль туловище, вперед –
назад.
7.«Мельница». Одна рука движется по часовой стрелке, другая – против. Потом –
наоборот.
Сценическая речь (культура речи):
Упражнения на формирование красивого голоса.
1. «Выращивание цветка». Произнося скороговорки и поговорки, основанные на
сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в
данном случае служит открывающая кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво
ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы
лимана манили меня».
2. «Мишень». С помощью согласных в, п, г, к, д «обстреляйте» воображаемую мишень.
Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
3. «Кнопки». «Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки»
согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
30
4. «Жонглер». Представьте, что вы раскручиваете на палочке, стоящей на ладони,
воображаемое блюдце. Постепенно увеличивая скорость вращения, постарайтесь его
удержать,
повторяя,
четко
артикулируя:
«дабидабидуп»«дабидабидуп»«дабидабидуп»…
5. «Свист». Имитируем свист сдуваемого мячика. Постараться как можно дольше
выдыхать воздух тоненькой струйкой, имитируя звук «с». Данное задание по сценической
речи является любимым упражнением для детей.
6. «Позевать». Попробовать немного позевать с закрытым ртом. Почувствовать, как
приподнимается небо, происходит щекотание в области лба, а рот стремиться разомкнуть
губы? Затем попытаться приоткрыть рот, произнося до-ре-ми-фа-соль-ля-си, доходя до
верхней ноты с закрытым ртом, а потом, раскрывая губы, идем в обратном направлении.
Верхний звук должен быть похож на «ми».
7. «Ракушка». Данное упражнение поможет понять, как голос воспринимают
окружающие. Приложить левую руку в виде «ракушки» к одноименному уху. Правая рука
будет служить микрофоном, поэтому необходимо преподнести ее ко рту. Произносить
разные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, петь, кричать и шептать,
параллельно прислушиваясь к звучанию своего голоса.
Упражнения на постановку дыхания:
1.Подуй на шарик.
Из ваты делается шарик диаметром 5 сантиметров. К нему привязывается ниточка длиной
15 сантиметров. Дети держат ниточку за кончик, так чтобы шарик оказался напротив их
рта. Вдох – через нос, выдох – через рот.
2.Пузыри.
Упражнение заключается в том, чтобы через тоненькую коктейльную трубочку выдыхать
воздух в воду. Вдох – через нос, выдох – через рот.
3.Насос.
Руки сжаты в кулаках на уровне груди. На вдохе через нос руки резко опускаются вниз.
На выдохе через рот руки медленно поднимаются вверх.
4.Подъемный кран.
На счет «раз» тело наклоняется вперед (спина прямая) делается вдох через нос. На счет
«Два, три четыре» медленный выдох через рот. Губы сложены трубочкой.
5. Дровосеки.
Движения имитируют колку дров. Замах – вдох через нос, удар – выдох через рот. На
втором этапе при ударе могут звучать междометия «Ах», «Ох», «Ух», «Эх».
6. Комарик.
Дети разбиваются на пары. Один – комарик, другой - человек. «Комарик» водит
пальчиком вокруг верхней части тела «человека». В момент, когда комарик летает
«человек» делает выдох через рот. А когда комарик сел – вдох через нос.
7. Трубач.
«Пропевание» мелодий, имитируя игру на трубе на одном выдохе.
Артикуляционная гимнастика:
1.Кролики. Почесать верхними зубами нижнюю губу и наоборот.
2.Пятачок. Губы вытянуть трубочкой и расслабить (5 раз)
31
3.Лягушки. Не показывая зубов, уголки губ развести в стороны. (5 раз)
4.Чередование «пятачка» и «лягушки».
5.Заборчик. Зубы стиснуты, рот открыт. (5 раз)
6.Настроение поросят. Губы вытянуты трубочкой, рот ходит вверх – вниз, вправо – влево.
При всех вышеперечисленных упражнениях следует следить, чтобы мышцы шеи были
расслаблены.
Упражнения для языка:
1..Колокольчики. Рот открыт, язык ходит влево и вправо (со звуком и без).
2.Болтушка. Рот открыт, язык ходит вверх – вниз (о звуком и без)
3.Уколы. Рот закрыт, язык по очереди упирается в одну, а потом в другую щеку.
4.Жало – лопатка. Рот открыт. На счет «раз» высовывается «острый» язык, на счет «два» «тупой» язык.
5.Котята. «Тупым» языком облизываем весь ротик по кругу.
6.Зубки. Рот открыт, язычком по очереди пересчитать все зубки.
7.Покусывание кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка
производится 8—10 раз.
8.Иголочка. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам.
Упражнения для тренировки голоса:
1. Аты-Баты. Руки со сложенными ладонями плотно прижаты к нижней челюсти.
Произнося стихотворение толкать челюстью руки на каждый звук «А» и «О».
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
2.Барабаны. Имитируя игру на барабане и четко артикулируя, произносится
стихотворение:
Пара барабанов (3 раза)
Било в бурю
Пара барабанов (3 раза)
Било в бой.
3.Мишки. Наклоняя корпус вниз, сохраняя при этом прямую спину, дети произносят:
«Мам, мам, меду нам!». Выпрямляясь – «Не дам!»
4.Ладушки. Дети, играя в ладушки, произносят выученные ранее скороговорки.
5.Горячо – холодно. Дети играют в игру «Горячо – холодно»,если водящий находится
далеко от искомого предмета, то дети тихо произносят звук «М», не разжимая губ. Если
он подходит близко, звук усиливается.
6.Снежки. Для игры понадобятся ватные шарики, напоминающие снежки. Каждый раз,
кидая снежок, дети произносят междометия (ах, ох, ух, эх). На втором этапе игры вместо
междометий можно произносить слова известного стихотворения
Приложение 6 (к теме 4)
32
Изготовление куклы.
Материалы: пластилин, бумага, клей ПВА или клейстер из крахмала или муки, ножницы,
вода, ткань, мяч, гуашь.
Этапы.
1
2
Первыслой – с водой, все последующие с клеем ПВА. Слоёв должно быть 10-12., После каждого
4-5 слоя высушиваем форму.
3
4
33
Разрезаем на 2 части по бокам и вытаскиваем пластилин. Соединяем части, склеивая между собой.
Заготовка готова к раскрашиванию.
6
5
Выкраиваем перчатку, ширина перчатки должна быть таковой, чтобы ткань не натягивалась, а
ваша рука свободно располагалась внутри. Далее можно использовать мех или ткань для
воротника и хвоста.
7
8
34
Приложение 7 (к теме 2)
Основы кукловождения.
Кукловождение – это сложный процесс одевания на руку ребёнка, а еще и
синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо
повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз
наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав
указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем
повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх,
вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла
обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.
Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка
плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при
испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка
"Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей, и взрослого. Бельчонок живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится
дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит
поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится.
Чтобы освоить кукловождение потребуется ряд упражнений.
35
1 этап.
Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы. Чтобы кукла действовала
согласно тексту, необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо:
она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала,
кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на ребят или на героя.
Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не
опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.
2 этап.
Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова,
плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими
движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за
куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все
время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение
пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести
её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит,
катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными
движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй
план или постепенно опускается.
Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее
лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет
ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте
ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы –
значит, наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием
кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом
положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму
спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.
Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время
реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают
ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла
без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.
3 этап.
Добавляем к движениям - голос, один из важных моментов.
Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру
разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно
проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя,
остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать, когда дети
посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если
понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените
его более доступными словами, выражениями.
4 этап.
Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом
важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру.
Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в
одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного
жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую.
Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной
целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних
предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения.
Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.
36
5 этап.
Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он
увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный
выход куклы.
Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и
привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление
ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными
декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить
точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме
ставим только то, что необходимо и реквизиты, и бутафории для показа. Всё должно быть
просто, изящно и красиво.
Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке
кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление
делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода).
37