Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куйбышевская СШИ им Г.Ф. Кышпанакова»
Рассмотрено
На педагогическом совете
протокол № 1 от «28» августа 2025г
Утверждено:
Приказом директора школы
от «29» августа 2025г. №97
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
в МБОУ «Куйбышевская СШИ им Г.Ф.
Кышпанакова»
на 2025-2026 учебный год
Куйбышево, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
3
1
Пояснительная записка
2
Планируемые результаты
8
3
Организация дополнительного образования
9
4
Заключение
19
ii
1.
Пояснительная записка
Образовательная
программа
дополнительного
образования
МАОУ «Куйбышевская СШИ им Г.Ф. Кышпанакова» (далее - Программа)
разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»
Дополнительное образование - вид образования, который направлен
на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно - нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования.
Дополнительное
образование
–
целенаправленный
процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства. Дополнительное образование по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка. Особенность дополнительного образования - дать
растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха.
Обучение детей осуществляется на основе общеобразовательных
общеразвивающих программ, разработанных, как правило, самими
педагогами. Все программы дополнительного образования предлагаются
ребятам по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями. Этот момент чрезвычайно важен для любого
школьника, а особенно для обучающихся, неуверенных в себе, страдающих
теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении
школьных дисциплин. Используя разнообразные культурно-досуговые
программы, педагоги обучают воспитанников интересно и содержательно
проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по
интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных
сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе
повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников,
педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время
3
способствует
укреплению
самоорганизованности,
самореализации,
саморазвитию, самовоспитанию, самодисциплины, умению планировать свое
время. Роль таких занятий необычайно высока в общем процессе воспитания
и образования школьников. Организованные детские коллективы, не
связанные напрямую с учебной деятельностью, создают благоприятную
возможность для расширения поля межличностного взаимодействия
обучающихся разного возраста, сплачивают узнавших друг друга детей в
единый школьный коллектив. Проводимая во время занятий подготовка к
массовому участию обучающихся в регулярно проводимых в школе
мероприятиях приобщает их к процессу появления школьных традиций,
формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за
нее.
Целью дополнительного образования является создание условий для
самореализации и развития талантов детей, а также воспитание
высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной
личности; выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески
мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной
впоследствии на участие в развитии общества.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Основными задачами дополнительного образования являются:
организация воспитательной деятельности на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей российского общества и государства,
а также формирование у детей и молодежи общероссийской
гражданской
идентичности,
патриотизма
и
гражданской
ответственности; расширение возможности для использования в
образовательном и воспитательном процессе культурного и природного
наследия народов России;
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культуры и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
организация
свободного
времени,
содержательного
досуга
обучающихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей, а также детей,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональная ориентация обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
4
•
•
•
творческого труда обучающихся;
создание на базе общеобразовательного учреждения технологических
кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров,
инженеров и ученых, а также школьных спортивных клубов и школьных
спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового
спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев, театров;
социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе: реализация
современных образовательных моделей, обеспечивающих применение
обучающимися полученных знаний и навыков в практической
деятельности
(хакатоны,
волонтерство,
социальные
проекты,
дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.);
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской
Федерации, осуществляемых за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
Принципы дополнительного образования
1. Принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности
общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим
ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;
2. Принцип демократизма – свободный выбор видов и сфер деятельности;
3. Принцип дифференциации образования – ориентация на личностные
интересы, потребности, способности ребенка;
4. Принцип системности – преемственность знаний;
5. Принцип единства обучения, воспитания, развития;
6. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.
7. Принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности
детей и взрослых;
8. Принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей, обучающихся при включении их в
различные виды деятельности;
9. Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и
личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды,
адаптацию детей к современным условиям жизни общества.
Реализация дополнительного образования осуществляется по следующим
направленностям:
Художественная направленность
Целью данного направления является: нравственное и художественно эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного
образования.
В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызывание
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
5
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
В рамках реализации программ данной направленности необходимо:
содействовать
эстетическому,
нравственному,
патриотическому,
этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству,
народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также
сохранению культурного наследия народов Российской Федерации;
создавать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по
разным видам искусства и жанрам художественного творчества при
сохранении традиций классического искусства.
Физкультурно-спортивная направленность
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры к победе
и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
В области физической культуры и спорта создаются условия для
вовлечения детей, в мероприятия, содержащие элементы различных видов
спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды деятельности,
способствующие
физическому,
духовному,
интеллектуальному,
здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей.
Социально – гуманитарная направленность
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ
социально-гуманитарной направленности создаются условия для вовлечения
детей в практику глобального, регионального и локального развития
общества, развития культуры межнационального общения, лидерских
качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской
деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий,
использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде,
формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является одной из главных задач социально- гуманитарной
направленности, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на
передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
6
социальной системе.
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на
каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень (начальная школа).
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их
общих и специальных способностей, создание условий для последующего
выбора дополнительного образования.
II. Уровень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практически навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Уровень (старшая школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной
области, создание условий для самореализации, самоопределения личности,
её профориентации.
2.
Планируемые результаты
О результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их
участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов,
награждению грамотами и другими знаками отличия. Каждому педагогу
необходимо выявлять результаты образовательной деятельности детей.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям,
умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся о ее результатах необходимо судить по двум группам
показателей:
- предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения,
навыки);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). Таким образом,
обучающиеся, прошедшие обучение по дополнительным общеразвивающим
программам:
обладают способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
знают особенности национальной и общечеловеческой культуры,
духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных
народов, культурологические основы социальных явлений и традиций;
умеют самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
умеют применять коммуникативные навыки, необходимые для
общения в учебной, повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и
развлечения;
овладевают способами духовного и интеллектуального
7
саморазвития;
овладевают способами деятельности в собственных интересах и
возможностях с точки зрения здорового образа жизни и безопасности
жизнедеятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями,
поэтому педагоги продумают систему работы с родителями. В частности,
контрольные мероприятия совмещают с «днем открытых дверей», чтобы
родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение
года.
Формы проведения аттестации воспитанников по программе могут быть
самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое
занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита
творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика,
зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна
детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха
и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не
способного достичь определенного успеха.
3.
Организация дополнительного образования
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей
социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие –
образовательная,
культурно-досуговая
деятельность.
При
этом
образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и
ориентационную
функции,
культурно-досуговая
деятельность
–
рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности
создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения,
самореализации ребенка. Педагогический коллектив школы предлагает
обучающимся свободный выбор дополнительных
образовательных
программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.
Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального
развития личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются
принципы педагогики сотрудничества и сотворчества, что позволяет
достаточно рано выявить природные наклонности и способности
конкретного ребёнка и создать условие для развития личности.
Образовательная
деятельность
в
дополнительном
образовании
осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это
кружки, клубы и др. При этом основным способом организации деятельности
является их объединение в группы, т.е. группы обучающихся с общими
интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной
программе в течение учебного года. Группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности
школьников практически в любом из видов детских объединений. В них
могут заниматься обучающиеся от 6 до 18 лет. Каждый ребенок имеет право
8
заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в
соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно
совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность
посещения занятий одной направленности рекомендуется не более 2 раз в
неделю. Занятия в системе дополнительного образования могут проводиться
в любой день недели, включая воскресные дни.
Дополнительное
образование
осуществляется
круглогодично
(«образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках
организуются экспедиции туристические походы, самостоятельная
исследовательская, творческая деятельность детей. Этим обеспечивается
отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода
перманентность образовательного процесса. Обычно учебные занятия в
группах объединений дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 25 мая текущего года. В период школьных каникул занятия
могут:
• проводиться по специальному расписанию с переменным составом
обучающихся;
• проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с
целью профориентации подростков.
По необходимости, проведение занятий возможно с применением
дистанционных образовательных технологий.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий, возможно,
организовывать деятельность обучающихся с использованием:
1. Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия,
консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и
другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи
телекоммуникационных систем);
2. Возможностей электронного обучения (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайнтренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения
Российской
Федерации
по
адресу
https://edu.gov.ru/distance
для
самостоятельного использования обучающимися);
3. Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта,
открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также
организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным
фондам;
4. Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научнопопулярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении);
5. Образовательных и развивающих материалов на печатной основе
(демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий,
печатные учебные издания).
При любом
уровне
предшествующей
подготовки
ребенок
может
включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно
9
образовываться – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным
фактором непрерывного образования личности.
В работе объединений могут принимать участие родители, без
включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный
состав детских объединений определяется Уставом школы и, соответственно,
программой педагога в зависимости от возраста обучающихся.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы
должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом
случае средства могут быть использованы на открытие новых объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных
возрастов. Продолжительность занятий в объединениях дополнительного
образования не должна превышать: в учебные дни – 1,5 часа; в выходные и
каникулярные дни – 3 часа. В зависимости от специфики объединений
возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия,
что должно особо оговариваться в программе педагога. «Санитарноэпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного
образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях
различного
направленности.
Заканчиваются
занятия
в
системе
дополнительного образования детей не позднее 20.00 часов.
В школе организовано обучение по 4 дополнительнымобщеобразовательным
общеразвивающим программам:
название
Футбол
ФИО педагога
Физкультурно-спортивная направленность
Чаптыкова Ю.И
Художественная направленность
Театральная студия Актерского Мастерства
Гордейчук К.А
«Театральные Фантазии»
Аева А.А
Социально-гуманитарная направленность
Изучение хакасского языка «Ада созi»
Чебодаева К.С
4.
Количество
часов
8
4
4
4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей
выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди
ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности
дополнительного образования. Никто не имеет права лишать обучающегося
возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно
выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и
можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем
делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск
дополнительных услуг на стороне.
10
При этом, в отличие от общего образования, дополнительное
образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать
на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года,
последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом
может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей
профессии. Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный
процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного
образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает
возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и
развитие ребенка.
Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные
возможности для духовного, интеллектуального, физического развития,
удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного
человека.
11