Рабочая программа по ВД Орлята России 1 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Бейского района Республики Хакасия
МБОУ «Куйбышевская СШИ им Г.Ф.Кышпанакова»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Рук-ль ШМО

Зам директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Тутатчикова С.В.
Тодышева В.Е.
Топоева О.К.
Протокол №1
Приказ № 97
от «28» августа 2025 г.
«28» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1 класса

с. Куйбышево 2025-2026 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Орлята России» для обучающихся 1 класса разработана на основе новых
государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и
молодежи: Конституции Российской Федерации 2020 года, ФГОС НОО (2021г.), Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» и
Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России». Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ
РФ позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования —
сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию
с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально- ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание
культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе,
развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому образужизни, прив
ивать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окруж
ающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам
программ воспитания МБОУ Красновской СОШ, обеспечивает соответствие ФГОС, единство
воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской
Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить
ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,
Познание.
Родина — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям,
желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей
стране; формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и
культуры своей страны.

3

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

Семья — основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций
с учѐтом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда — содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своѐ время другому и бескорыстно
приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа — бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию
своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни
людей от природы.
Познание — открытие окружающего мира и понимание себя в нѐм; активность,
любознательность и самостоятельность в сознании, первоначальные представления о многообразии
и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье — равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение,
как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всѐ делать вместе, сообща и делать
для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой
деятельности.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции
юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего
подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них.
Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет
ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
В соответствии с ООП НОО МБОУ Красновской СОШ курс внеурочной деятельности «Орлята
России» реализуется с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 1 классе в объеме 33 часа (1 час в
неделю). Согласно учебному плану МБОУ Красновской СОШ, годовому календарному учебному
графику, данная программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы - 2025-2026 учебный год.

4

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Название
трека

Содержание учебного курса

Вводная часть

Трек
«Орлёнок
Эрудит».

Трек
«Орлёнок
Мастер»

Игровые занятия для:
- вхождения ребѐнка в ритм
и атмосферу школьной
деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую на
дальнейшее участие в
Программе.

Ценности,
значимые
качества
трека:
познание
Символ трека – конверткопилка. Трек «Орлѐнок –
Эрудит» занимает первый
месяц
второй
четверти.
Именно к этому времени
учебный
процесс
и
все
связанные с ним новые
правила
жизнедеятельности
становятся для первоклассника
более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны,
поддержать интерес к процессу
получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить
обучающихся
с
разными
способами
получения
информации.
Ценности, значимые качества
– трека: познание Символ трека –
Шкатулка мастера. В рамках
данного трека дети знакомятся с
–

Формы организации
занятий

Виды деятельности

Дидактические,
развивающие и ролевые
игры, учебные диалоги,
игровая программа

В первой четверти
решаются задачи:
введение
первоклассника в
новый для него
школьный мир,
помощь ребѐнку в
адаптации к новым
социальным
условиям,
сохранение/настрой
на позитивное
восприятие
учебного процесса,
развитие
мотивации детей на
участие в
Программе
«Орлята России».
Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.

идея «одной большой
командой делаем общее
дело».
изготовление
оригами,
реализация

Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная,
художественное

Занятия:
- с использованием
игр на
командообразование,
создание
благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы в классе,
мотивацию на
участие в
Программе;
-первичная оценка
уровня
сплочѐнности класса.

5

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах
деятельности,
в
разных
профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок – Мастер»
поделены на два временных
промежутка: во время первой
части трека дети – активные
участники Мастерской Деда
Мороза:
готовят
класс
и
классную ѐлку к новогоднему
празднику /
участвуют в
новогоднем
классном
и
школьном празднике. Вторая
часть трека определена для
знакомства
с
лучшими
мастерами своего дела и
различных
профессий
(на
уровне региона или страны);
посещений
мест
работы
родителей-мастеров своего дела,
краеведческих музеев и пр.
Трек
Ценности,
значимые
«Орлёнок
– качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека –
Доброволец»
Круг Добра Реализация трека
проходит для ребят 1-х классов
осенью, но его тематика
актуальна круглый год. Важно,
как
можно
раньше
познакомить обучающихся с
понятиями
«доброволец»,
«волонтѐр»,
«волонтѐрское
движение». Рассказывая о
тимуровском движении, в
котором
участвовали
их
бабушки и дедушки, показать
преемственность
традиций
помощи и участия. В решении
данных
задач
учителю
поможет
празднование
в
России
5
декабря
Дня
волонтѐра.
Трек
Ценности, значимые качества
«Орлёнок – трека: здоровый образ жизни
Спортсмен»
Символ
трека
–
ЗОЖик
(персонаж, ведущий здоровый
образ
жизни)
Время
для
реализации
этого
трека
обусловлено необходимостью
усилить
двигательную
активность детей, так как к
середине
учебного
года
накапливается
определѐнная

идей по украшению
класса/классной ѐлки

творчество, проблемноценностное
общение.

Создание
«Классного
круга
добра» Решение кейса
«Как
поступить
в
данной ситуации и что
попросить в награду».
Динамические паузы.

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение.

танцевальная зарядка;
введение
образа
ЗОЖика,
участие
в
весѐлых стартах, проба
спортивных
ролей
детьми, прослушивание
рассказа
спортсмена
школы,
интервью,
беседа со спортсменами

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное
общение,
физкультурноспортивная

6

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

физическая и эмоциональная
усталость от учебной нагрузки.
Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия, в том числе,
позволят
снизить
заболеваемость
детей,
что
актуально в зимний период.
Трек
Ценности,
значимые
«Орлёнок – качества трека: семья, Родина
Хранитель
Символ трека – альбом «Мы исторической хранители» В рамках трека
памяти»
происходит
ценностноориентированная деятельность
по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе
лично.
Ребѐнок
должен
открыть для себя значимость
сохранения традиций, истории
и культуры своего родного
края через понимание фразы
«Я и моѐ дело важны для
Родины». Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель
традиций своей семьи, Мы
(класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы
–
хранители
исторической
памяти своей страны. Решению
задач
трека
способствует
празднование Дня защитника
Отечества,
Международного
женского дня и
других
праздников.
Ценности,
значимые
Трек
«Орлёнок – качества
трека:
природа,
Эколог»
Родина Символ трека –
Рюкзачок эколога Погодные
условия в момент реализации
трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют
проводить
мероприятия за пределами
здания школы с выходом на
природу. Есть возможность
использования
природных
материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке
мусора
в
рамках
экологического субботника и
пр.

Игра – путешествие, Познавательная,
проблемноработа в парах по игровая,
изучению данных в ценностное общение
детской энциклопедии,
просмотр
познавательного
видеоролика
об
историческом
и
культурном
богатстве
своего
региона/своей
страны, просмотр
фотографий о прошлом,
старине..

сбор рюкзачка эколога,
экскурсия

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное общение

7

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
– понимание связи человека с окружающим миром;
– бережное отношение к среде обитания;
– проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
– признание индивидуальности каждого человека;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость кразным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
–
проявление желания обогащать свои знания,
способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник:
●
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и

8

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
●
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной
гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным
профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки
наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знаний);
●
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует
уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к
физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению;
проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам
труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Предметные результаты:
1 класс

умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основныхнормах
поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимостидружбы в
классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть
правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные


знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качествэрудита:
смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность;
узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные
коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт
художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в
определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас
новыми словами и терминами.

9

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Тема раздела

Кол- во часов

п\п
1.

Старт программы

8ч

2.

Орлѐнок – Эрудит

4ч

3.

Орлѐнок – Мастер

4.

Орлѐнок – Доброволец

4ч

5.

Орлѐнок – Спортсмен

3ч

6.

Орлѐнок
памяти

3ч

7.

Орлѐнок – Эколог

3ч

8.

Орлѐнок – Лидер

2ч

9.

Подведение итогов
Итого:

1ч
32 ч

–

Хранитель исторической

4ч

10

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026 учебный год.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

Игровое занятие 1

1

Игровое занятие 2

1

Игровое занятие 3

1

19.09.25

Игровая программа «Играй,
узнавай, найди друзей в классе»

1

26.09.25

«Мы будем друзьями в классе»

1

03.10.25

«Правила настоящих друзей»

1

10.10.25

Вводный Орлятский урок

1

Церемония посвящения в Орлята.

1

«Кто такой эрудит?»

1

07.11.25

«Всезнайка»

1

14.11.25

«Встреча с интересным эрудитом –
книгой»
«Играй,учись и узнавай»

1

21.11.25

1

28.11.25

«Мастерская Деда Мороза
…»
«Мастерская Деда Мороза
…»
«Класс мастеров»

1

05.12.25

1

12.12.25

1

19.12.25

«Классная ѐлка»

1

26.12.25

«От слова к делу»

1

16.01.26

«Спешить на помощь
безвозмездно»
«Доброволец – это доброе сердце»

1

23.01.26

1

30.01.26

«Подари улыбку миру!»

1

06.02.26

1.
2.

05.09.25
12.09.25

3.
4.

5.
6.
7.
8.

17.10.25
24.10.25

9.

10.
11.
12.
13

14.
15.
16.
17.
18.
19.

11

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026учебный год.

20.
«Утро мы начнѐм с зарядки»

1

13.02.26

«Весѐлые старты»

1

27.02.26

«Азбука здоровья»

1

06.03.26

«Орлѐнок – хранитель исторической
памяти»

1

13.03.26

«История школы – моя история»

1

20.03.26

«Поход в музей»

1

27.03.26

«ЭКОЛОГиЯ»

1

10.04.26

«В гости к природе»

1

17.04.26

«Мы друзья природе»

1

24.04.26

21.
22.

23.
24.

25.

26.
27.

28.

29.

«Орлёнок – Лидер» 2 ч.
«Лидер – это…»
30.
«Мы дружный класс»
31.
Подведение итогов 1 ч.
Подведение итогов участия в Программе в
32.
текущем учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

1

32

08.05.26
15.05.26
22.05.26

11

Рабочая программа курса «Орлята России» 1 класс. 2025-2026учебный год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии
посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy- tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/

2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические
карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-kuchastiyu-v- programme-1-klass- tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/

3. Учебно-методический комплект для 1
класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/

4. Построение курса внеурочной деятельности 4
класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4- klassa-/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/
Электронная библиотека сайта «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».