2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Бейского района Республики Хакасия
МБОУ «Куйбышевская СШИ им.Г.Ф. Кышпанакова»
Программа элективного курса
«Географический мир»
для учащихся 9 класса
Автор: Кыстояков Игорь Германович
учитель географии и математики
с. Куйбышево
2025-2026 г.
3
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный
предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как
естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет
формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания
(жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни
и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и
общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по
определенным законам.
Программа «Я люблю географию» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный электив
признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному
государственному экзамену по географии.
Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.
Задачи:
-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к
окружающему миру;
-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
В целях реализации модуля «Школьный урок» на основании Программы воспитания
МБОУ «Куйбышевская СШИ» введен воспитательный аспект.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
4
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и
назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено
для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на
подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене
содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок
учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми
(дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу
учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий
целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить
индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры,
тренировочное тестирование заданий части А, В, С
Конечно, за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно.
Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на
повторение содержания отдельных разделов.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные
вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы.
В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у
значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию,
при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено
при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и
планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций,
которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по
окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов
по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания
выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно –
следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и
природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану
местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
5
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных
связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования
различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса
географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного
прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести
специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к
нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому
краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к
окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр:
«Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство
России» -9 класс
Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов
экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет, итоговых
тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают
презентации географического турнира для 5 – 9 классов.
6
Учебно-тематический план
КолВид деятельности Предметное содержание
Дата
во
проведе
часов
ния
Работа над
Презентация
4
основными понятия «Географические
4.09
и проблемами блока координаты»
11.09
Решение типовых
Работа с картой
18.09
задач,
Материалы
25.09
представленных в
«Географические
частях А, В и С
открытия»
№
Тема
1
Источники
географических
знаний
2
Природа Земли
и человек
5
Материки и
океаны, народы
и страны
5
Природопользо
вание и
геоэкология
2
География
России
Особенности
географическог
о положения
11
3
4
5
5.1
5.2
5.3
Природа России
Население
России
1
3
3
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
«Движение Земли»
«Гидросфера»,
«Атмосфера»
«Биосфера»
«Узнай страну
Зарубежной Азии»
«Узнай страну
Зарубежной Европы»
«Латинская Америка»
«Северная Америка»
«Африка»
«Рациональное и
нерациональное
природопользование»
2.10
9.10
16.10
23.10
6.11
13.11
20.11
27.11
4.12
11.12
18.12
25.12
«Крайние точки и
границы»
«Россия на карте мира»
15.01
«Почвы России»
«Климат России»
Зачет «Природа России»
«Слоганы заповедники
заказники»
«Население России»
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
7
5.4
5.5
5.6
6
Хозяйство
России
3
Природнохозяйственное
районирование
России
4
Россия в
современном
мире
4
Итоговое
занятие
Решение
тренировочных
работ
1
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Работа над
основными понятия
и проблемами блока
Решение типовых
задач,
представленных в
частях А, В и С
Выполнение
контрольного
тестирования
Работа над правилами
оформления бланков
ответов
26.02
«Энергетика»
«Западный
макрорегион»
«Машиностроение»
Алгоритмы ответов
«факторы размещения
хозяйства»
5.03
12.03
19.03
«Регионы РФ»
02.04
09.04
16.04
23.04
«Природа, население,
хозяйство»
30.04
07.05
14.05
21.05
Диагностические работы
28.05
Итого 34 часа
Содержание программы
1)Источники географических знаний.
( Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся
географические открытия и исследования)
2) Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового
океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхнострные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли.Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и
климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами.
Почвенный покров. Географическая облочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население
Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология.
8
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5) География России. Особенности географического положения, природа России,
население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное райнирование России,
Россия в современном мире
6) Итоговое занятие. Решение тренировочных работ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к
экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное
планирование»)
2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.:
Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные
материалы»)
3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М.,
Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В.
Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии:
6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10
кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П.
Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
2. География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9
кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.
Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.
Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В.
Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.М.:ВАКО, 2012. -112 с.
6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. 96 с.
7. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11
классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksiina-uroke