МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Бейского района Республики Хакасия
МБОУ «Куйбышевская СШИ имени Г.Ф. Кышпанакова»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
Заместитель директора
Чаптыкова О.П.. по УВР
________________________
протокол №1 от « 29»
августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тодышева В.Е.
Топоева О.К..
________________________ Приказ 97 от «29 » августа
2025 г.
протокол №1 от « 29 »
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
««Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»»
для обучающихся11 класса
Учитель: Гордейчук К.А.
с.Куйбышево 2025
Содержание
Планируемые результаты внеурочной деятельности ««Подготовка к ЕГЭ по
русскому языку»»
1.
2.
3.
4.
Содержание внеурочной деятельности
Календарно-тематическое планирование.
Информационно-методическое обеспечение.
Предполагаемая результативность курса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому
языку»для 11 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования МБОУ «Куйбышевская СШИ имени Г.Ф.Кышпанакоова»
По учебному плану на изучение курса в 11 классе отводится 68 часов, что составляет 2
часа в неделю.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса внеурочной
деятельности являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материалаобучающиеся должны знать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях
оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при
анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного
языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
2.Содержание курса с внеурочной деятельности
Информация о ЕГЭ.
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи,
их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы,
их характеристика. Стилистические фигуры.
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня.
Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в
различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинѐнном предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды
предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое
многообразие
сочинений.
Структура
письменной
экзаменационной
работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской
позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических,
фактологических норм.
Для достижения целей обучения на занятиях элективного курса используются
разнообразные формы и методы организации работы, позволяющие раскрыть
субъективный характер деятельности учащихся, создать атмосферу заинтересованности
ученика в работе группы, класса, что способствует естественному самовыражению
каждого ребѐнка.
Основные формы и методы работы:
-«Продвинутая» лекция учителя с использованием интерактивных средств обучения;
-Проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
-Составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
-Работа с различными источниками информации для создания проектов (Например,
проект «Портрет текста»);
-Работа с тренажѐрами в парах и индивидуально;
-Практические работы в парах.
-Индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ,
выводы);
-;
-On-line тестирование;
-Работа с бланками и пакетами КИМов;
-Использование таких приѐмов, как идеальное сочинение, приѐм эксперта и др.;
-Написание сочинений;
-Работа над речевым оформлением сочинения.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой
темы
Название раздела/темы
Особенности ЕГЭ-2026.
Работа над тестовой частью КИМов ЕГЭ. Задания 1-26.
Работа над сочинением ЕГЭ по русскому языку.
Задание 27.
Итоговые занятия
Итого:
Количество часов
2
32
27
7
68
4.Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Дата
пример факти
ная
чески
Название раздела/ тема урока
Кол-во часов
Особенности ЕГЭ-2025.
2
1
3.09
Особенности ЕГЭ-2025.
2
3.09
Критерии оценивания задания с развернутым
ответом.
Правила построения текса сочинения –
рассуждения.
Работа над тестовой частью КИМов ЕГЭ.
Задания 1-26.
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Средства связи предложений в тексте.
Лексическое значение слова.
Орфоэпические нормы (постановка ударения).
Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости).
Лексические нормы (замена, исключение и
упрощение).
Грамматические нормы (образование форм слова).
Грамматические нормы (предложения).
3
10.09
4
5
6
7
10.09
17.09
17.09
24.09
8
24.09
9-10
1112
13
14
1516
17
18
19
20
2122
1.10
8.10
2324
26.11
26.11
25
3.12
26
3.12
27
10.12
15.10
15.10
22.10
22.10
5.11
5.11
12.11
12.11
19.11
19.11
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Правописание Н и НН в суффиксах.
Знаки препинания в простом осложнѐнном
предложении (с однородными членами).
Пунктуация в сложносочинѐнном предложении и
простом предложении с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами (определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
32
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
28
29
10.12
17.12
30
31
17.12
24.12
32
3334
24.12
14.01
14.01
35
21.01
36
21.01
37
3839
40
28.01
28.01
4.02
4.02
4142
11.02
11.02
43
18.02
4445
18.02
25.02
4647
25.02
4.03
48
4.03
4950
51
52
11.03
11.03
18.03
18.03
5354
55
1.04
1.04
8.04
56
8.04
57
15.04
58
15.04
Постановка тире (двоеточия) в предложениях.
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и
употреблению.
Средства связи предложений в тексте.
Языковые средства выразительности.
Художественные тропы.
Работа над сочинением ЕГЭ по русскому языку.
Задание 27.
Понятие о сочинении – рассуждении. Композиция
сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания сочинения – рассуждения.
Что такое текст. Связь предложений в тексте.
. Выявление микротем в тексте
Виды комментариев к проблеме. Два типа
комментария
Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы.
Выявление и формулировка авторской позиции.
Средства выражения позиции автора. Авторская
позиция в художественном тексте
Типовые конструкции для выражения авторской
позиции. Введение цитат в тексте сочинения
Практическая работа .«Нахождение в тексте
авторской позиции. Формулировка авторской
позиции
Аргументация собственного мнения. Согласие и
несогласие с позицией автора. Аргументы, виды
аргументов, способы аргументации
Типовые конструкции для выражения своей
позиции
Практическая работа. «Аргументация собственного
мнения по проблеме
Виды и формы вступления
Виды заключения. Типовые конструкции,
используемые в заключении
Практическая работа . «Написание вступления и
заключения к сочинению»
Речевое оформление сочинения. Связность и
последовательность изложения
Речевое оформление сочинения. Связность и
последовательность изложения
Композиция сочинения. Логические ошибки.
Абзацное членение
Типы ошибок: фактические, этические ошибки
1
1
1
1
1
2
31
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
59
6061
6263
6465
6668
22.04
22.04
29.04
29.04
6.05
6.05
13.05
13.05
20.05
20.05
Грамматические и речевые ошибки
Практическая работа № 6. «Написание сочинения –
рассуждения по заданному тексту»
Итоговые занятия
Промежуточная аттестация. Тестовая часть.ЕГЭ.
1
2
Сочинение- рассуждение по тексту(задание 27 ЕГЭ)
2
. Нахождение и редактирование всех типов ошибок
3
6
2
Перечень учебно–методического обеспечения
1.Таблицы
2.Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Литература
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
3. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
6.Интернет ресурсы