программа развития Куйбышевской СШИ на 2021-2025 гг (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя
школа-интернат»

Принято Педагогическим
советом школы
Протокол № 1 от 28.08.2020

Утверждаю
Директор школы
О.А. Чаптыкова
Приказ № 81 от 28.08.2020

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ «КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ» НА 2021-2025 ГОДЫ

Разработчики: группа педагогов школы

2021 год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Куйбышевская средняя школа-интернат» (далее – Программа или Программа развития) является
стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на

период с 2021 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной
политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой школы.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и
задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению
содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период
предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к
полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в
информационном обществе.
Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и
учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а
также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества
образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития
педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление
демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Наименовани
е Программы
Цель
Программы

Задачи
Программы

Сроки
реализации

Программа развития муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Куйбышевская средняя школаинтернат» (далее – МБОУ «Куйбышевская СШИ»)
Совершенствование образовательного пространства в соответствии
с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума
1.
Эффективное использование кадровых, материальнотехнических ресурсов образования для обеспечения высокого его
качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей
обучающихся, запросов семьи и общества.
2.
Обеспечение поэтапного внедрения профессионального
стандарта педагога в школе.
3.
Привлечение молодых специалистов.
4.
Совершенствование методов и технологий организации
образовательного процесса для успешной социализации обучающихся,
формирования различных компетенций.
5.
Создание условий для самоопределения, выявления и
реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и
поддержка одаренных и талантливых детей.
6.
Создание условий для всестороннего развития обучающихся
во внеурочной деятельности.
7.
Создание условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
8.
Создание условий для развития здоровьесберегающей
образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и
совершенствования работы системы психолого-медико-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
9.
Формирование условий для реализации прав граждан на
качественное образование; открытость образовательного пространства
через участие общественности в управлении школой и развитие
информационной среды школы.
10. Формирование и совершенствование педагогических
компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы школы
для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного
процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
2021 – 2025 гг.

Программы

Нормативноправовые
основания для
разработки
Программы
развития

Этапы
реализации
Программы


Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями;

Конвенция о правах ребенка;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596
«О долгосрочной государственной экономической политике»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599
«О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от
15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от
04.02.2010 № Пр-271;

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №
1897;

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413);

Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и
дополнениями;

Постановление Правительства Российской Федерации от
11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»;

Устав МБОУ «Куйбышевская СШИ».
Первый этап (2021 – 2022 учебный год) – аналитикопроектировочный:

Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации
предыдущей Программы развития (2015-2020 гг.);

Разработка направлений приведения образовательной
системы школы в соответствие с задачами программы развития на 20212025 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей
Программы.
Второй этап (2021 - 2024 учебные годы) – реализующий:

Реализация мероприятий плана действий Программы;

Реализация ФГОС ООО и внедрение ФГОС СОО;

Реализация образовательных и воспитательных проектов;

Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы
развития;

Осуществление системы мониторинга реализации
Программы, текущий анализ промежуточных результатов.
Третий этап (январь – июль 2025) – аналитико-обобщающий:

Итоговая диагностика реализации основных программных
мероприятий;

Перечень
направлений

Перечень
подпрограмм

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы


Анализ итоговых результатов мониторинга реализации
Программы;

Обобщение позитивного опыта осуществления программных
мероприятий;

Определение целей, задач и направлений стратегии
дальнейшего развития школы.
1.
ФГОС: образовательный стандарт в действии.
2.
Повышение качества образования.
3.
Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога
в школе.
4.
Гражданско-правовое образование и воспитание
обучающихся.
5.
Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей в процессе обучения.
6.
Развитие информационной среды школы.
7.
Инклюзивное образование в школе.
8.
Развитие системы государственно-общественного
управления.
9.
Сохранение и развитие хакасского языка

«Одаренные дети»

«Воспитание нравственного гражданина»

«Социальная защита»

«Школа-социокультурный центр села»

«Инклюзивное образование»

инфраструктура и организация образовательного процесса
школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим
нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию
образовательного процесса;

оснащение 80% кабинетов в соответствии с требованиями
ФГОС общего образования;

доступность не менее 95% учебных кабинетов к локальной
сети школы и к Интернет-ресурсам;

100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение
квалификации и (или) профессиональную переподготовку по
современному содержанию образования (в том числе ФГОС
соответствующих ступеней образования) и инновационным
технологиям;

не менее 40% педагогов работают по инновационным
образовательным технологиям;

не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления
собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах,
научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в
методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе
электронных и т.д.);

100% обеспеченность специалистами и педагогами для
организации службы сопровождения детей с ОВЗ;

переход на федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения на всех ступенях обучения;

100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные
программы по итогам государственной итоговой аттестации;

100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей
потребностям внеурочной деятельностью;

100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для
занятий физической культурой и спортом;

Исполнители
Порядок
управления
реализацией
Программы
Источники
финансирования


успешная реализация инклюзивного образования в школе;

60% учащихся школы включены в исследовательскую и
проектную деятельность;

в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых
детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого,
физического развития);

100% использование электронных журналов;

не менее 50% родителей (законных представителей)
включены в различные формы активного взаимодействия со школой
(через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных
мероприятиях и т.д.).
Коллектив МБОУ «Куйбышевская СШИ», Совет школы,
родительский комитет, обучающиеся.
Корректировка программы осуществляется Педагогическим
советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется директором.
Бюджетное финансирование.

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя
общеобразовательная школа-интернат» Бейского района расположена по адресу 655775,
Республика Хакасия, Бейский район, село Куйбышево, улица Степная, дом 2.
Школа основана в 1957 году. Для организации образовательной деятельности имеется
типовое двухэтажное здание 1989 года постройки с прилежащей к нему территорией. Площадь
здания составляет 2837,7 кв.м., площадь пришкольной территории 1500 кв.м.
МБОУ «Куйбышевская СШИ» охватывает образовательными услугами близлежащие
населенные пункты - аалы Куйбышевского сельсовета Шалгиново, Чаптыково, Койбалы. Школа
является культурным и образовательным центром Куйбышевского сельсовета, в связи с
отсутствием других образовательных учреждений. Социальными партнерами школы являются
сельская библиотека, сельский дом культуры, действующие общественные объединения. Школа
реализует программы начального, основного и полного среднего общего образования,
функционирует блок программ дополнительного образования.
В современных условиях реальные заказчики образования – это обучающиеся, их родители,
государство и общество. Поэтому школа должна стать открытой и доступной системой для всех
этих «заказчиков», своеобразным интегрирующим их запросы центром, в котором постоянно
расширяются и обновляются образовательные услуги. Следовательно, при разработке Программы
развития необходимо учитывать особенности как ближнего, так и дальнего социального
окружения школы.
Количество малообеспеченных и так называемых семей «группы риска», многодетных и
неполных практически не изменяется в течение последних трех лет. Как отмечают педагоги, дети
из неблагополучных семей имеют низкий уровень мотивации к обучению, родители уклоняются
от добросовестного выполнения своих обязанностей.
Проектная наполняемость школы 280 ученических мест, наполняемость школы на
момент разработки программы 168 человек - 14 классов-комплектов.
Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно высокого уровня
профессионализма и ответственности за результаты своего труда.

Количественный состав:

- по уровню образования:

высшее – 20

среднее профессиональное – 1



- по квалификационной категории:

1 педагог имеют высшую категорию;

9 педагогов имеют 1-ю категорию;

10 СЗД

Категорийных учителей – 50%

Средний возраст педагогов – 46 года.
С 2011 года обучение на уровне начального общего образования ведется по федеральным
государственным образовательным стандартам. С 2015 года началось поэтапное введение ФГОС
основного общего образования.
В целях координации действий педагогического состава школы и планирования
методической работы в школе действует 4 методических объединения; 100% педагогических
работников прошли курсовую подготовку за последние три года.
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной
работы. Качество обученности в целом по школе составляет 43%.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются предметные олимпиады.
Учащиеся школы показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах разного уровня.
2016-17 уч.г
2017-18 уч.г.
2018-19
уч.г.
Уча
Поб/
У
П
У
П
ст.
приз
част.
об/при
част
об/пр
з
.
из
Муниципальный
14
2/7
1
1/
1
3
этап
2
5
6
/7
Региональный
2
0/2
3
0/
1
0
этап
0
2
/0
Всероссийский
0
0
0
0
0
0
этап
Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические технологии:
модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, развивающие
творческие способности детей, проектная и исследовательская деятельность; проводятся
предметные недели, отчетные конференции, научно-практические конференции.
Ежегодно на базе школы работает детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
детей.
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым
оборудованием. В школе имеется 2 компьютерных кабинета. В учебном здании работает столовая,
которая обеспечивает горячим питанием детей, рассчитанная на 70 мест. В школе имеются теплые
туалеты для мальчиков, девочек, работников школы. Есть оборудованный стадион, 1 спортивный
зал.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе,
информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через
сайт школы.
3. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен анализ,
который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные
возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития
школы исходя из внешнего окружения
Сильная
Слабая
Благоприятн
Риски
сторона
сторона
ые возможности
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии»
• Все классы
•
•
• Нет
уровня начального и
Насыщенность
Привлечение
существенной
общего образования и
урочной и
родителей к
профессиональн

обучаются по ФГОС
НОО.
• Созданы
условия для
реализации ФГОС
НОО;
• Обучающиеся
5–9 классов обучаются
по ФГОС ООО.
• Широкое
применение в
практической
деятельности педагогов
современных
образовательных
технологий.

внеурочной
участию в
ой поддержки
деятельности,
общешкольных
при освоении
потенциально
мероприятиях;
ФГОС со
возможные
• Внедрение
стороны
перегрузки
инновационных
внешних
обучающихся, в
технологий
партнеров,
сочетании с не
развивающего
вследствие чего
сформированным
обучения;
возможны
здоровым отдыхом
• Внедрение в
угрозы
вне школы может
систему
допустимых
вызывать усталость
воспитательной
ошибок;
у некоторых
работы школы
•Отсутстви
учащихся;
технологии
е
единого
• При
социального
подхода
к
обновлении
проектирования.
критериальной
содержания
базе по оценке
образования
достижений
частично
учащихся
на
проявляется
уровне города и
сниженная
области.
активность
родительской
общественности и
заинтересованность
в участии жизни
школы.
• Риск
увеличения объема
работы,
возлагающийся на
членов
администрации и
педагогов.
Реализация направления «Повышение качества образования»
• В школе создана
• Не все
• Все педагоги
•Отсутстви
и реализуется система
педагоги школы
школы
е должного
подготовки
готовы морально к
своевременно
контроля со
обучающихся к
изменению
проходят КПК;
стороны
независимой оценке
подходов к
• Внедрение
родителей
качества образования;
обучению
инновационных
значительного
• Готовность
• Нежелание
технологий
числа
педагогов к
некоторых
развивающего
обучающихся;
изменениям;
педагогов изменять
обучения.
•низкий
• Возможность
формы работы,
социальный
самообразования и
подходы к
уровень
повышения
обучающимся;
некоторых
квалификации в очной
•Нехватка
семей, низкий
и заочной формах.
опыта у молодых
уровень
специалистов;
образовательных
потребностей.
Реализация направления «Поэтапное внедрение профессионального стандарта
педагога в школе»
•Коллектив
• Наличие
•
•
профессиональный и
значительного
Педагогический
Увеличение
творческий.
количества
состав регулярно
среднего

возрастных
педагогов
• Нежелание
значительного
числа педагогов
участвовать в
различных
конкурсах
мастерства.

повышает
возраста состава
квалификацию,
педагогического
происходит обмен
коллектива;
опытом на МО;
•
•Возможность
Недостаточное
посещать
стимулирование
городские
молодых
мероприятия
педагогов,
методической
недостаточная
направленности;
социальная
• Развитие
поддержка;
имиджа школы как
•Недостато
общеобразовательн
к практического
ого учреждения,
опыта.
обеспечивающего
качественное
гармоничное
образование
Реализация направления «Гражданско-правовое образование
и воспитание обучающихся»
•наличие
•недостаточна
•
•риск
опытного и обученного
я материальнозаинтересованность
потери кадров;
кадрового потенциала;
техническая
различных
•изменение
•отражение
оснащенность
социальных
концепций по
гражданско-правового
базы;
институтов
патриотическом
сознания в урочной и
•низкий
(военный
у воспитанию.
внеурочной
уровень
комиссариат, МВД,
деятельности,
патриотического
местной власти) в
деятельности
сознания
патриотическом
общественных
школьников в
воспитании.
организаций
современное время;
•отсутствие
оборудованной
полосы
препятствий на
территории школы
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей в процессе обучения»
• Расписание,
• Нет
•
•
урочная и внеурочная
дополнительных
Привлечение
Перегрузка
деятельность,
помещений и
социальных
учащихся
кабинеты,
ресурсов для
партнеров,
урочной и
оборудование
организованных
спонсоров для
внеурочной
соответствуют
спортивных
организации
деятельностью;
СанПиНам;
занятий (например,
учащимся
•
• Регулярный
спортивный
полноценного
Нездоровый
медосмотр, контроль и
городок для
физического
образ жизни
отслеживание
занятий спортом на
спортивного
ряда семей, как
медицинских
свежем воздухе,
развития (создание
негативный
показателей учащихся;
площадка по
площадки для
пример для
•
отработке ПДД);
спортзанятий на
детей.
Сбалансированное
•
свежем воздухе,
питание, отлаженное
Недостаточное
проведения занятий
расписание работы
финансирование
на лыжах и др.)
школьной столовой;
организации

•
физкультурноПросветительская
спортивных
работа педагогов,
занятий
классных
разных видов
руководителей,
спортивной
учителей физичекой
деятельности;
культуры и ОБЖ на
темы
здоровьесбережения;
• Организация
медицинских осмотров
учителей;
•Использование
здоровьесберегающих
технологий во время
уроков.
Реализация направления «Развитие информационной среды школы»
•Материально•Нежелание
Низкая
•Отсутстви
техническая
база
ряда педагогов
скорость
е
штатных
учреждения
активно
интернета.
единиц
для
укомплектована,
использовать ИКТ
привлечения
пополняется
новым
в своей
дополнительных
оборудованием;
деятельности
специалистов
•Создана
ИКТ-профиля,
локальная сеть.
•
• Создан сайт
Недостаточность
школы.
финансовых
• Организованы
ресурсов
для
официальные
активного
странички школы в
развития
различных социальных
материальносетях.
технической
базы.
Реализация направления «Инклюзивное образование»
•Некоторые
•Нехватка
•Посещение
специалисты обучены
профессиональных
курсов повышения
по данному
знаний у педагогов;
квалификации по
направлению.
•Моральная
данному
неготовность ряда
направлению;
педагогов к
•Участие в
принятию детей с
вебинарах,
ОВЗ.
семинарах по
инклюзивному
образованию.
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного
управления»
• Редко
•
•

Наличие в
обновляется
Перераспределение
Нежелание
школе
коллектив
обязанностей
должным
профессиональной
молодыми
членов коллектива;
образом
команды педагогов;
специалистами;
• Поиска
работать с
• Педагоги
• Некоторые
новых идей и
классными
активно пользуются
классные
ресурсов;
коллективами
предметными сайтами,
руководители не в
•
приводит в ряде
Интернет-ресурсами
полной
мере
Возможность
случаев к
для обогащения опыта,


Функционир
ование Совета школы,
общешкольного
родительского
комитета, органов
ученического
самоуправления

используют ресурс
родительской
общественности
при решении
проблем
организации
образовательного
процесса

Формал
изм в работе
Совета школы,
некоторых
родительских
комитетов

дистанционного
обучения
(вебинаров) для
обогащения опыта
и обновления
знаний;

конфликтам во
взаимоотношени
ях педагогов и
ученического
коллектива;
•
Сложности
взаимодействия
с
внебюджетными
организациями,
коммерческими
предприятиями
для активации
возможностей и
поиска новых
ресурсов

Реализация подпрограммы «Одаренные дети»
Систематизируется
• Дефицит
• Мониторинг
• Дефицит
работа с одаренными
временных
«Одаренные дети»
временных
талантливыми детьми;
ресурсов как у
проводится
ресурсов как у
• Проводятся
учителя, так и у
регулярно через:
учителя, так и у
элективные курсы,
ученика;
изучение
ученика;
индивидуальные
•Выявлением
«Портфолио»
•
консультации,
и поддержанием
учащихся, участия
Недостаточное
олимпиады,
талантливых детей
в олимпиадах,
систематич
конференции, участие
занимаются не все
творческих
еское
в интеллектуальных
педагоги,
конкурсах,
сопровождение
играх, проектах;
существуют
интеллектуальных
со стороны
• Существует
учителя, не
проектах;
воспитательной
сопровождение и
преследующие
• Психологочасти (нет
подготовка учащихся
данной цели в
педагогическое
систематически
со стороны педагогов;
процессе обучения.
сопровождение
проводимых
одаренных
детей;
мероприятий,

Улучшение
направленных на
результативности

Высокие
вовлечение к
спортивной
достижения в
участию в
деятельности
спортивной,
олимпиадах,
учащихся, в
военно-спортивной
конференциях и
реализации проекта
деятельности
т.д.);
«Внедрение комплекса
учащихся, хорошая
ГТО».
результативность в
реализации проекта
«Внедрение
комплекса ГТО».
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы»
•Создана
•Недостаточн
•
•
достаточная
ое финансирование
Привлечение
Недостаточное
материальнодля внедрения всех
социальных
внебюджетное
техническая база для
необходимых
партнеров к
финансирование.
обеспечения
требований ФГОС
решению вопросов
достижения высокого
ООО
развития школы;
качества образования.
• Финансовая
поддержка школы
за счет включения
в различные

адресные
программы.
SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной
системы школы до 2025 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная
оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников
образовательного процесса.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами
администрации школы, а также руководителями предметных МО.
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не
являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития
ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии
управления и обучения.
4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития МБОУ «Куйбышевская СШИ»:
совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями
законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для
обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных
потребностей обучающихся, запросов семьи и общества.
2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной
социализации детей, формирования различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей
каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности.
7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей
сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического
сопровождения образовательного процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость
образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие
информационной среды школы.
10. Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового
потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества
непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным
представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических
представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и
синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих
возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных
педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в
совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления,
моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной
деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса
освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и
интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития
личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к
самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный
результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях
конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении,
наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной
педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных
ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА – 2025
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального
образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и
ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность
отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны,
сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции
выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2)
прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3)
способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и
зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
4)
владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя
общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в
деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на
основе общечеловеческих ценностей;
5)
готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и
нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественнополитические достижения государства, чтить государственную символику и национальные
святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
6)
вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране
практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной
техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его
проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для
развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации,
владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения,
выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха
в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности
на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору
социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых
проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной
духовной культуры.
5. МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды,
способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном
качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем
развитию потенциала субъектов образовательного процесса
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «Куйбышевская СШИ», а также ее
особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования
организации педагогического процесса.
6.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего
образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию
образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не
только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В каждой параллели классов начальной школы выделено до 10 часов в неделю на
внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные
образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы.
Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и
основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем
контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС
второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта.
1.
Задачи: Создать комплекс организационно-методических и психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОО на освоение ФГОС
общего образования второго поколения.
2.
Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при
переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
3.
Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных
стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено,
что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися
знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной
ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса,
обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:

1.
Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий
образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования.
2.
Повысить качество результатов ВПР, ГИА-9, ЕГЭ.
3.
Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся.
4.
Разнообразить формы внеурочной деятельности.
№
1

План повышения качества образования
Мероприятия
Сроки
Создание плана подготовки к ГИА

2

Прохождение курсов повышения
квалификации педагогами школы

3

Мониторинг
уровня
подготовки
выпускников 4х, 9х, 11х, классов

Ежегодно
сентябрь
По отдельному
графику
Ежегодно
Июнь

Мониторинг качества обученности
учащихся по результатам полугодовых и
годовых контрольных работ
5
Мониторинг выполнения
учебных
программ по предметам

Каждое полугодие

4

Ежегодно
конец четверти,
года

6

Проверка состояния
предметов учебного плана.

преподавания

В течение года

7

Анализ результативности внеурочной
деятельности

Ежегодно
конец четверти

Мониторинг
результативности
учебного процесса по итогам четвертей
(полугодий) и учебному году
9
Мониторинг
исследования
адаптационного периода обучающихся 1-х и
5-х классов
1
Обеспечение проведения независимой
оценки качества образования

Ноябрь, январь,
апрель, май, июнь

8

0

Сентябрь
Октябрь
По графику
Министерства
образования и науки РХ

в

Ответст
венные
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам.
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР
Зам
директора по
УВР

6.3 Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога
В настоящее время начинается переходный период, который позволит педагогам школы
повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать те или иные компетенции, которые
помогут достичь наиболее высокого качества образования.
На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода по новый
профессиональный стандарт педагога:
1.
реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует
требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между
квалификацией педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности;
2.
отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов.
Цель: Приведение профессиональных качеств педагогов школы в соответствие с
требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Задачи:
1.
Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог».

2.
3.
4.
№

Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты.
Скорректировать план профессионального развития педагогов.
Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в ОО.
Мероприятия

Создать
1
рабочую группу по разработке плана
профразвития педагогов
Проведение
2
семинаров, совещаний, педсоветов по
развитию профстандарта

Сроки
2 полугодие 2023 г
Ежегодно

Проведение
3
мониторинга по выявлению дефицитов в
компетенциях педагогов

В течение 20222023 гг

Анализ
4
проблем педагогов с целью определения
возможностей решения их за счет внутренних
ресурсов
Анализ
5
проблем педагогов с целью определения
возможностей решения их за счет внешних ресурсов

В течение 20232024 гг

Корректировка
6
планов методической работы школы и
планов самообразования педагогов
Проведение
7
повторного мониторинга соответствия
профстандарту
Корректировка
8
планов профессионального развития
педагогов

В течение 20232024 гг
Ежегодно
2 полугодие 2025 г
Ежегодно
Ежегодно

1

Посещение
9
открытых мероприятий по внедрению
профстандарта в городе и области
Деятельность
1
педагогов в рамках планов
самообразований
Подробный
1
анализ профстандарта на всех уровнях:
МО, педсовет
Создание
1
оценочного листа педагога с целью
мониторинга компетенций

Май 2024 г

2

0

В течение года
2025 г

Отве
тственные
Директор
школы
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР
Дирек
тор школы
Учителя
Зам.
директора
по УВР
Зам.
директора
по УВР

6.4.Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения
нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и,
в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении –
формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребѐнок находится
в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие
задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской
ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и
самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной
адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному
направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность,
сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми

ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель
и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся,
выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
План гражданско-правого образования и воспитания обучающихся
Задачи воспитания и
социализации гражданскопатриотического направления

Формы занятий и мероприятия с
обучающимися

- сформировать знание о
- Мини-проекты и по истории обществознанию.
политическом устройстве РФ,
- Викторины на уроке истории.
символах и институтах РФ и
- Тематические уроки истории к памятным датам
Республики Хакасия;
и событиям российской истории и культуры.
- познакомиться с героическими
- Тематические уроки литературы и русского
страницами истории России,
языка.
Республики Хакасия, Бейского
- Тематические уроки музыки.
района, школы;
- Участие в проведении уроков представителей
- познакомиться с историей и
местных органов власти и правопорядка.
культурой, народным творчеством,
- Участие во встречах с участниками локальных
этнокультурными традициями,
войн.
фольклором, особенностями быта
- в Неделе права.
народов России, Республики Хакасия,
- Участие во встречах и беседах с выпускниками
района;
школы, знакомство с биографиями выпускников,
- сформировать представление о
явивших
собой
достойные
примеры
содержании и значении
гражданственности и патриотизма.
государственных праздников РФ,
- Составление родословных семьи.
Республики Хакасия;
- Классные часы «Уроки мужества».
- познакомиться с
- Публичные презентации о славных людях
деятельностью общественных
района, области, России, мира.
организаций патриотической и
- Мероприятия, приуроченные к
гражданской направленности, детскогосударственным и национальным праздникам
юношеских движений, организаций,
РФ: Дню народного единства, Дню
сообществ, с правами гражданина;
воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы.
- принимать участие в беседах о
Всероссийский Урок Мира.
подвигах Российской армии,
- Встречи и беседы с представителями
защитниках Отечества, встречах с
общественных организаций.
ветеранами и военнослужащими;
- Экскурсии по материалам местных музеев.
- принимать участие во встречах
- Шефство над памятником Великой
и беседах с выпускниками школы,
Отечественной войны.
знакомиться с биографиями
- Участие во Всероссийских Акциях Памяти
выпускников, явивших собой
героев Отечественной войны 1812г, Первой
достойные примеры
мировой, Великой Отечественной, афганской,
гражданственности и патриотизма.
чеченской войн.
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определѐнные
результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Планируемые результаты
гражданско-правого образования и воспитания обучающихся
Ценностные
установки

Планируемые
деятельности

результаты

воспитательной

Любовь к
России, своему
народу, краю,
служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское
общество, закон и
правопорядок,
поликультурный
мир, свобода
личная и
национальная,
доверие к людям,
институтам
государства и
гражданского
общества.

1. Когнитивный компонент:
- обучающиеся знают об институтах гражданского
общества, о государственном устройстве и структуре
российского общества, о традициях и культурном достоянии
села, района, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга;
- знают основные положения Конституции Российской
Федерации, символов государства, Тульской области и
г.Алексин, основные права и обязанности гражданина России,
школьника;
- знают национальных героев и важнейшие события
истории России, области, района, города, школы;
- знают государственные праздники, их историю и
значение для общества;
- знают о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2. Компонент ценностного отношения:
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к
России, своему народу, государственной символике, законам
РФ, родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
- имеется понимание защиты Отечества как
конституционного долга и священной обязанности гражданина,
уважительное отношение к Российской армии, к защитникам
Родины;
- сформировано уважительное отношение к органам
охраны правопорядка;
3. Деятельностный компонент:
- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и
реализации гражданской, патриотической позиции;
- имеют опыт социальной и межкультурной
коммуникации;
- имеют первоначальный опыт участия в гражданской
жизни.

Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
Аналитический этап (2021 -2022 гг.).
1. создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по
гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2. проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка,
ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3. выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданскоправовому образованию и воспитанию.
Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (20222024 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся.
Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению;
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе;
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности.
6.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе
обучения

Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития
современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление
их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека
- важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО,
позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательнообразовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОО;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей
направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении
здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для
собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания
интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своѐм развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития,
самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового
образа жизни в семье и среди сверстников.
№

Мероприятия

Проведение мониторинга состояния
физического развития детей и
влияние учебной нагрузки на их
здоровье.
2
Развитие системы
информированности родителей о
результатах анализа состояния здоровья
детей.
3
Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к
учащимся на уроках физкультуры.
4
Осуществление контроля
выполнения санитарно-гигиенического
режима школы.
5
Организация и проведение Дня
Здоровья («Школы безопасности»)
1

Повышение квалификации
педагогов по внедрению
здоровьесберегающих технологий и
формированию навыков здорового образа
жизни
7
Развитие системы
информированности о спортивных
достижениях школы: оформление стенда;
6

Срок
и
реализации
20212022 гг

20212022 гг

20212025 гг
20212025 гг
20212025 гг

20212023 гг

20212025 гг

Ответстве
нные
Зам.
директора по
ВР, медсестра
Медсестра,
классные
Руководите
ли
Учителя
физической
культуры
Директор
школы
Зам.
директора по
УВР, учителя
физической
культуры
Зам.
директора по
УВР, педагогорганизатор
Зам.
директора по
УВР

0
1

создание компьютерного банка данных о
спортивных достижениях школы
8
Работа пед. коллектива по
сохранению зрения у учащихся (замена
освещения в кабинетах,
проведение физ. минуток для глаз).
9
Работа по профилактике
травматизма в школе
1
Организация полноценного питания
в школьной столовой.
1
Участие во внедрении
физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне (ГТО)»

20212025 гг

20212025 гг
20212025 гг
20212025 гг

Заведующий
хозяйством, зам.
директора по
УВР
Администрация,
классные рук-ли
Директор
школы
Учитель
физической
культуры

В рамках ОП два раза в год проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров,
двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных
процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние
здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал,
количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров,
анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений;
3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
6.6. Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения
информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках
данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ
для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному
направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в
обучении. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов
функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся
в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих
решений.
3.
Широкое внедрение современных информационных технологий в учебновоспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5.
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и
преимуществах.
План мероприятий по развитию информационной среды школы

№

Мероприятия

Ответственн
ый
исполнитель

Сро
Ожидаем
ки
ый результат
реализац
ии
2021 Концепция
-2022 гг
информационого
обеспечения
образовательного
процесса

Разработка концепции
информационного
обеспечения
образовательного процесса,
разработка и внедрение
механизмов
информационного
обеспечения процессов
функционирования и
развития школы
2
Повышение
информационной культуры
педагогов и учащихся школы

Директор,
зам.директора
по УВР

Зам.
директора по
УВР

2021
-2023 гг

3
Создание условий,
обеспечивающих
целенаправленную
подготовку педагогов и
учащихся в области
получения, переработки и
использования информации
4
Ведение школьного
делопроизводства в
электронном виде
5
Расширение
возможностей школьного
сайта для полного
информирования
населения о
деятельности школы

Директор

2021
-2023 гг

1

Ведение
6
электронных
журналов и дневников.
7
Обновление
программного и
технического обеспечения
компьютерных классов

Директор,
зам.
директора
Директор,
зам.
директора по
ВР, учитель
информатики

Администрац
ия, педагоги
Директор,
учителя
информатики

Владение
ПК педагогами
и учащимися в
соответствии с
ФГОС и
современными
требованиями
законодательст
ва и социума
Организа
ция и
проведение
КПК

Создание
компьюте
рной базы
В
Расширение
течение
информированнос
года
ти участников
ОП с целью
наиболее полной
реализации прав
граждан на
образование
2021
электронные
-2025г
журналы
постоянно
Программное
обеспечение в
соответствии с
требованиями
ФГОС и
законодательст
ва
2021
-2025 гг

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной
программы школы.

2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного
общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности
педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее
полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной
деятельности.
6.7. Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенкаинвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на
получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего
возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной
политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ
обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в
общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так
называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс,
обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном
учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных
потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями
здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации,
введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им
академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями
здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их
комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала
детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного
образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:

Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные
потребности.

Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми
возможностями.

Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.

Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в
инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социальнотрудового направлений деятельности.

Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации
детей в социуме.

Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме
инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:

Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через
расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников,
посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной
практической деятельности.

Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.

Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального
пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:

Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного
образования.

Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по
проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное еѐ функционирование в
образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:

Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
(аналитические материалы)

Результаты диагностики:

развития детей,

уровня детско-родительских отношений,

личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы,
результаты продуктивной деятельности).

Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы
посещаемости, книги отзывов);

Повышение рейтинга учреждения.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования
необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной
команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация
индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности
ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников;
междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса;
взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.


№

Мероприятия

1
Обеспечение права граждан на выбор
формы получения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, через создание
соответствующих условий (индивидуально в
школе, в малой группе в школе,
индивидуально на дому, комбинированно,
дистанционное обучение, инклюзивные
классы)
2
Повышение квалификации
педагогических и управленческих кадров для
реализации федеральных государственных
образовательных стандартов общего
образования для детей с ОВЗ
3
Адаптация инструментария реализации
модели общероссийской системы оценки
качества общего образования и обеспечение
комплексного электронного мониторинга
качества образования в условиях школы,

Срок
и
20212025 гг

20212025 гг ,
по
мере
необходим
ости
20212024 гг

Ответст
венные
Админи
страция

Зам
директора по
УВР

Зам
директора по
УВР

обучающей детей с ОВЗ
4
Развитие системы дистанционного
образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов
5
Разработка, апробация и внедрение
моделей оценки качества работы
общеобразовательного учреждения по
социализации личности
6
Развитие системы поиска и поддержки
одаренных детей с ослабленным здоровьем

0

1

2

7
Обеспечение закупки оборудования в
целях оснащения релаксационных зон
(сенсорной комнаты, комнаты
психологической разгрузки)
8
Модернизация образовательного
пространства в рамках реализации программы
«Доступная среда»
9
Развитие и оптимизация условий и форм
деятельности, способствующих оздоровлению
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
1
Создание условий для внедрения
современных инновационных технологий
физического воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
1
Обеспечение школьников с ОВЗ горячим
питанием и проведение мониторинга
организации школьного питания
1
Организация взаимодействия с

20212025 гг

Директор

20212025 гг

Зам
директора по
УВР

20212025 гг

Зам
директора по
УВР
Директор

По
мере
финансиро
вания
20212023 гг

Администрац
ия

20212024 гг

Администрац
ия

20212025 гг

Администрац
ия

20212025 гг

Директор

20212025гг

Директор

Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и
самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического
процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с
принципами инклюзии
Критери
Показатели
Индикаторы
и
Реализация
Составление
Наличие индивидуальных
индивидуально
индивидуальных учебных
учебных планов с оценкой хода
го подхода к
планов с учетом данных
их выполнения
детям
диагностики
Обеспечение
Организация развивающей
Планирование времени в
условий
для
среды, наличие в режиме дня
режиме дня для
самостоятельн
времени и форм
самостоятельной активности
ой активности
для
самостоятельной
детей. Методические
ребенка
активности
ребенка,
рекомендации по психологообеспеченной наблюдающей
педагогическому
позицией взрослого
сопровождению детей с
разными образовательными
потребностями.
Активное
Командные
формы
Функционирование
в
включение в
выработки
и
принятия
школе
разнообразных

образовательн
ый процесс
всех его
участник
ов
Междисципли
нарный подход

организационных решений:
междисциплинарные
команды, собрания, командные
тренинги,
координационный
совет,
проектные
группы,
родительские
комитеты,
пожелания детей
Междисциплинарное
проведение
и
обсуждение
диагностики, составления
и реализации ИОП

Вариативность
в организации
процессов
обучения
и воспитания

Вариативные
образовательные программы,
приемы, методы образования,
вариативная образовательная
среда

Партнерское
взаимодействи
е с семьей

Организация партнерских
форм взаимодействия с семьей,
участие родителей в жизни
школы, консультации родителей
по волнующим их вопросам
Выстраивание
образовательного процесса в
соответствии с потребностями
детского контингента, изменение
образовательных условий в связи
с диагностикой образовательных
потребностей

Динамическое
развитие
образовательно
й
модели
инклюзивного
пространства
школы

командных форм работы

Наличие специалистов.
Циклограмма проведения
междисциплинарных
консилиумов, формы фиксации
результатов обследования и
рекомендаций.
Квалификация
специалистов
–
наличие
образования
по
разным
методам работы, в том числе и
с детьми с ОВЗ,
методических,
дидактических
пособий,
обеспечивающих
образовательный процесс
Наличие договора с
родителями
с
приложением о конкретной
программе действий.
Соответствие
качественного
состава
контингента детей, штатного
расписания, методической базы
и
предметно-развивающей
среды. Применение новых
технологий в соответствии с
выявленными потребностями
детей.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать
процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме: планирование - учебный процесс - контроль анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на
стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
6.8. Развитие системы государственно-общественного управления (ГОУ)
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится
все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
одним из принципов государственной политики в области образования определен
демократический,
государственно-общественный
характер
управления образованием.
Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным
учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе
распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли
всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:

1.
Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в
образовании.
2.
Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между
учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для
обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
3.
Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
4.
Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении
образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым
условием повышения доступности и качества образования.
№

Мероприятия

Срок
и

Ответстве
нные

20212022 гг

Директор

п/п
1

2
3
4

5

6

7

8

9

1

Анализ нормативно-правовых актов
школы по ГОУ, внесение необходимых
изменений
Внесение корректив в планы работы
школы Совета школы, Совета обучающихся
Разработка подпрограмм работы
согласно Программе развития школы
Проведение обучающих семинаров с
членами Совета школы (по
законодательству РФ, региональным и
муниципальным нормативно-правовым
документам)
Проведение заседаний Совета школы с
приглашением заинтересованных сторон по
проблемным вопросам развития
образовательного организации
Разработка системы информирования
населения о школе, ее достижениях и
преимуществах. Публикация ежегодного
информационного доклада школы об итогах
учебного года и его представление
родителям учащихся.
Совершенствование содержания сайта
школы в сети Internet и поддержание его
актуальности.
Проведение общественной экспертизы
эффективности систем государственнообщественного управления
Прогнозирование перспективных
направлений развития государственнообщественного управления.
Обобщение работы органов ГОУ

20212022 гг
20212022 гг
20212024 гг

Администрация

20212025 гг

Директор,
председатель
Совета школы

20212025 гг

Администрация

Администрация
Администрация

20212025 гг

Директор

20212025 гг

Директор

20212025 гг

Администрация

20212025 гг

Директор

Критерии оценки работы школы по данному направлению:

Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой
аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена,
контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за
деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий.

Участие Совета школы в оценке качества образования.


Функционирование системы государственно-общественного управления в части
распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;

Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения,
презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:

Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;

Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников
образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.

Создание положительного имиджа школы среди общественности.

Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных
запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе
образования на период до 2024 года.
6.9 Сохранение и развитие хакасского языка
Актуальность.
За несколько последних лет наметилась крайне негативная тенденция, когда дети хакасской
национальности, в подавляющем большинстве перестали быть носителями родного языка. При
этом на вопрос, «какой твой родной язык», уверенно отвечают: «хакасский», даже те дети,
которые знают всего несколько слов. Это позволяет говорить о сохранении в их представлении
языка, как маркера национальной идентичности, что, несомненно, является хорошей тенденцией,
на базе которой можно работать над сохранением хакасского языка.
Целью является сохранение родного языка через создание языковой среды в МБОУ
«Куйбышевская СШИ».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- создание благоприятной среды, для изучения родного языка;
- вовлечение обучающихся в активное говорение на хакасском языке;
- знакомство с фольклором на родном языке;
- просветительская работа с родителями о значении сохранения родного языка.
Целевая аудитория: обучающиеся, педагоги, воспитатели интерната , учителя родного языка,
родители, администрация школы.
Ожидаемые результаты.
Создание благоприятной среды, для изучения родного языка в МБОУ «Куйбышевская СШИ»;
Увеличение количества детей школьного возраста, свободно владеющих хакасским языком.
Изменение среди школьников отношения к родному языку, носителями которого они являются,
повышение статуса и популярности родного языка
Анализ ситуации.
Сегодня в школе обучается 168 учеников, 143 из них хакасы. Такой значительный процент детей,
не владеющих родным языком, свидетельствует о значительной аккультурации , негативной
тенденции утраты связи с традиционной культурой хакасов в семьях. Решение, изучать ли родной
язык, принимают родители учащихся. Традиционно родители учеников, заявляют о своем
желании изучения детьми хакасского языка. Однако, по сведениям учителей родного языка, все
больше и больше детей приходят в школу слабо, либо вовсе не владея хакасским языком. Было
проведено исследование степени владения родным языком среди воспитанников интерната. Таким
образом, лишь четверть школьников владеет хакасским языком, как родным, такая же часть
школьников не понимает хакасского языка. Если говорить о степени владения хакасским языком
относительно возрастных групп учащихся, то анализ показывает, что ученики старших классов
(15 – 18 лет) 50% понимают хакасскую устную речь, 25% из них разговаривают на родном языке.
Ученики среднего звена (11 – 14 лет) владеют хакасским языком в гораздо меньшей степени – из
них 70% не понимают устную речь, 18% с разной степенью успешности говорят на хакасском
языке, и только 8 % отлично им владеют. Среди младших школьников (8 – 10 лет) три четверти не
понимает хакасского языка, 8% владеют им в разной степени, и лишь 3% – в совершенстве. Хуже
всего выглядит ситуация среди первоклассников (7 – 8 лет). 100% детей, пришедших учиться в
школу в сентябре 2020 года, не понимают хакасской речи. Таким образом, можно сказать, что за
несколько последних лет наметилась крайне негативная тенденция, когда дети хакасов в
подавляющем большинстве перестали быть носителями родного языка.

Анализ кадровых условий.
В МБОУ «Куйбышевская СШИ» работает 24 педагога, все из них представители хакасской
национальности. Хакасским языком владеют 20 человек. Занятия по родному языку ведет учитель
высшей категории, лауреат муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года»
Чебодаева Клавдия Сергеевна. В школе работает служба психолого-педагогического
сопровождения, психолог, дефектолог, логопед.
Программа развития школы в направлении сохранения родного языка предполагает работу по
четырем основным направлениям.
Первое направление. Разговорная речь
Цель первого направления – создать вокруг детей постоянную языковую среду, которая будет
побуждать их использовать устную хакасскую речь в повседневной жизни.
1. Среди педагогов школы сегодня 20 педагогов являются носителями хакасского языка, на них
должна лечь основная работа по данному направлению. Предполагается, что педагоги-носители
языка в своей ежедневной практике будут разговаривать с обучающимися, как владеющими
языком, так и не понимающими его, только на хакасском языке. При этом они будут настойчиво
предлагать детям, отвечать им только на хакасском языке. Это даст постоянную языковую
практику для обучающихся, владеющих (в той или иной мере) родным языком и простимулирует
к изучению языка детей, которые его пока не знают. Ситуация, когда педагог разговаривает
только на хакасском языке, не может оказаться проблемной, т.к. педагоги отлично знают русский
язык и всегда поймут ребенк. Любой ребенок, затруднившийся в решении своей проблемы, может
обратиться к педагогу на русскомязыке. Обязательным условием работы этого направления
является привлечение переводчиков из числа воспитанников, владеющих родным языком. Дети
будут помогать друг другу понять учителя, ответить ему, что будет расширять их языковую
практику.
2. Те педагоги, которые не владеет хакасским языком или знают лишь несколько слов, для них
предполагается заучивание и использование в постоянной практике слов хакасского языка. На
первом этапе они введут в свою речь «Слова вежливости» (здравствуй, до свидания , пожалуйста).
Когда использование этих слов станет привычным, можно будет разучить «Слова
самообслуживания» На третьем этапе воспитатели смогут ввести в свою речь слова из блока
«Окружающая среда» . Участие педагогов, не владеющих хакасским языком с его сложным
произношением, позволит детям, плохо говорящим на хакасском языке расслабиться, вместе
ставить произношение, перестать стесняться устной речи.
3. Просветительская работа с родителями о значении сохранения родного языка. Работа с
родителями всегда носит индивидуальный характер. Просветительская работа о необходимости
говорить дома на родном языке ложится на плечи всех педагогов школы.
Второе направление. Письменная речь Цель второго направления – задействовать зрительные
образы написания букв, слов, фраз хакасского языка. В рамках этого направления предполагается
всю информационную среду интерната сделать на двух языках. Информационные таблички
«вход» и выход», надписи бытового плата («умывальник», «сушилка для обуви» и т.д.),
объявления, списки воспитанников, расписания, списки дежурств педагогов и т.д. следует
продублировать на хакасском языке. Постоянные зрительные образы будут, с одной стороныспособствовать запоминанию правильного написания слов, с другой- будут работать на создание
языковой среды.
Третье направление. Фольклор
Цель третьего направления – знакомство обучающихся с фольклором на родном языке.
1. Создание читательского клуба «Хакасская сказка». В ходе проекта предполагается создание
читательского клуба, в который будут вовлечены младшие и старшие школьники, желательно
члены одних семей, либо друзья. Вечерние чтения сказок, рассказов на родном языке будет не
только языковой практикой, но поспособствует повышению интереса к родному языку и родной
культуре. Работа клуба позволит чаще встречаться детям одной семьи, которые в условиях
интерната живут в разных комнатах, что будет способствовать созданию психологического
комфорта, особенно для младших детей.
2. Конкурс чтецов. В школе ежегодно проводятся конкурсы чтецов на родном языке.
Предполагается включить эту положительную практику в программу развития, расширив
категории участников. Сейчас в конкурсе принимают участие ученики, владеющие хакасским

языком. Введение новых номинаций позволит принять участие «новичкам», которые только
осваивают разговорную речь.
3. Проект «Копилка сказок» направлен на организацию целевого общения детей со старшими
родственниками – носителями языка. Задания на каникулы – сбор фольклора, его заучивание или
записывание, а потом представление «находок», поспособствует как формированию уважения к
культуре предков, так и освоению тонкостей родного языка.
Четвертое направление. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель четвертого направления – предотвратить возможную ситуацию стресса, поддержать, как
обучающихся, так и педагогов школы в рамках работы над реализацией программы развития
школы. Групповая и индивидуальна работа с детьми, поддержка первоклассников и подростков,
как наиболее уязвимых категорий воспитанников, консультативная работа с воспитателями и
родителями.
Ожидаемые результаты
Создание благоприятной среды для изучения родного языка в МБОУ «Куйбышевская СШИ».
Увеличение количества детей школьного возраста, свободно владеющих хакасским языком.
Изменение среди школьников хакасской национальности отношения к родному языку,
носителями которого они являются, повышение статуса и популярности родного языка.

7. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и
неопределенности.
Виды рисков

Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
Неполнота
отдельных
- Регулярный анализ нормативнонормативно—
правовой документации на предмет ее
правовых
документов,
актуальности, полноты, соответствия
предусмотренных
на
момент
решаемым задачам.
разработки
и
начало
внедрения
Систематическая
работа
Программы.
руководства
с
педагогическим
- Неоднозначность толкования
коллективом,
родительской
отдельных
нормативно-правовых
общественностью
по
разъяснению
документов,
регламентирующих
конкретных нормативно- правовых актов,
деятельность
и
ответственность
регламентирующих деятельность в школе
субъектов образовательного процесса
и содержание образовательного процесса
школе в целом
в целом
Финансово-экономические риски
-Недостаточность
бюджетного
Своевременное
планирование
финансирования
бюджета
школы
по
реализации
программных мероприятий, внесение
корректив с учетом реализации новых
направлений и программ, а также
инфляционных процессов.
Участие в проектах
- Систематическая
работа по
расширению партнерства, по выявлению
дополнительных финансовых влияний
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
Недостаточность
Систематическая
работа
по
профессиональной
инициативы
и
обновлению
внутриучрежденческой
компетентности у отдельных педагогов
системы повышения квалификации.
по
внедрению
инновационных
-Разработка
и
использование
образовательных технологий.
эффективной
системы
мотивации

неготовность
молодых
специалистов работать в школе.
недостаточная
инициатива
участия в различных конкурсных
мероприятиях

включения педагогов в инновационные
процессы.
- Психолого-педагогическое и
методическое
сопровождение
педагогов
с
недостаточной
коммуникативной компетентностью
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для
Систематический
анализ
реализации направлений, подпрограмм
достаточности ресурсной базы для
и мероприятий Программы;
реализации всех компонентов Программы.
- Участие педагогов и всего
образовательного
учреждения
в
международных,
федеральных,
региональных проектах и в грантовой
деятельности
для
расширения
возможностей развития ресурсной базы.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует
требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов,
регламентирующих организацию образовательного процесса.
2. Оснащение 80% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернетресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или)
профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе
ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям.
5. Не менее 35% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на
профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях,
профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе
электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы
сопровождения детей с ОВЗ.
8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта
второго
поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят
государственную итоговую аттестацию.
10. 90% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной
деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и
спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. 40% учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным
направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы
активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в
общешкольных мероприятиях и т.д.).
9. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы,
ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет
школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы
школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении
отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».