Положение о рабочей программе по ФГОС и ФОП (2)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
Директор

Топоева О.К.

Протокол от 30.08.2024 № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиямиФГОС
и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки,
утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в муниципальном общеобразовательном
учреждении МБОУ «Куйбышевская СШИ» (далее – школа).

1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:
•
•

•

•
•

•

•

•

•

•

•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы
начального
общего
образования» (далее – ФОП НОО);
приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее –
ФОП СОО);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (далее – ФГОС НОО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО второго поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее
– ФГОС СОО);
приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 г. № 31 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ, касающиеся ФГОС
начального общего образования и основного общего образования»

•
•

устава МБОУ «Куйбышевская СШИ»;
положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ
«Куйбышевская СШИ»;
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
•
•

•

•

•

•

•

•

уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
федеральная основная общеобразовательная программа – учебно- методическая
документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный
график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для
Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного
уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно- педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм
аттестации;
рабочая программа – методический документ, определяющий организацию
образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и
обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения ООП
соответствующего уровня образования;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающий
предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого
материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня
подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока
учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в
пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного
тематического блока учебного предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока
учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы.

1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и
уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня
образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной
организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной
организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических
работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического,
информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень
подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,
группах) школы.

1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:
•

обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в
соответствии с календарным учебным графиком;
• обеспечение
преемственности
содержания между годами обучения
уровнями образования;
• создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к

и

обучению;
обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;
определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса,
модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы
и контингента обучающихся;
• приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.

•
•

1.6. Обязанности педагогического работника в части меры ответственности за выполнение
рабочей программы в полном
педагогического работника.

объеме

определяются

должностной

инструкцией

Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно,
до замены его новым положением.

1.7.

2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с
требованиями:
•

ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФГОС
ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее —
ФГОС третьего поколения);
• ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС
ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО,
утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее — ФГОС второго
поколения);
• ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
• локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.

2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том
числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО, разработанных по
ФГОС третьего поколения.

2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанные по ФГОС третьего поколения,
должны содержать следующие обязательные компоненты:
•
•
•
•

•
•

пояснительную записку;
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании;
календарно-тематическое планирование;
оценочные материалы.

2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование
материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.

2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте
2.2.1 настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в
разделе «Содержание учебного курса».

2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей
программы воспитания.

2.3. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе
внеурочной деятельности, ООП НОО, ООО и СОО, разработанных по ФГОС второго
поколения:

2.3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов ООП НОО, ООО и СОО,
разработанных по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные
компоненты:
•
•
•
•
•
•

пояснительную записку;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование;
календарно-тематическое планирование;
оценочные материалы.

2.3.2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО и СОО,
разработанных по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные
компоненты:
•
•
•
•

пояснительную записку;
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности;
календарно-тематическое планирование;

2.4. Раздел «Пояснительная записка» включает:
•

цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля;
• место учебного
предмета/учебного
курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
• учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебногомодуля.

2.5. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел
«Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения
конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из
требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:
•
•

требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата;

2.6. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел «Содержание
учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения включают:

•

краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
• межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
• ключевые темы в их взаимосвязи;
• практические или лабораторные работы.

2.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы,
состоящей из граф:
•

наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
• количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела итемы.

2.7.1. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год.

2.8. Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде ТАБЛИЦЫ 1, либо
в виде ТАБЛИЦЫ 2
ТАБЛИЦА 1 состоит из колонок:
•
•
•

номер урока по порядку;
наименование темы урока;
программное содержание /основное содержание;

•
•

основные виды деятельности учащихся
дата проведения урока по плану;

ТАБЛИЦА 2 состоит из колонок, представленных в конструкторе рабочих программ на
информационном ресурсе для поддержки внедрения обновленных ФГОС ««ЕДИНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2.9. Рабочая программа учебного предмета включает оценочные материалы для проведения
промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты контрольных работ, примерные
задания.

3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа в соответствии с преподаваемым учебным предметом не
разрабатывается педагогическим работником самостоятельно.

3.2. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО, ООО,
СОО федеральных рабочих программ по в с е м учебным предметам.
3.3. Педагогическим работником или группой педагогических работников самостоятельно
разрабатывается календарно-тематический план (далее КТП), как приложение к ФРП по
преподаваемому предмету.

3.4. КТП может быть единой для всех учителей данного учебного предмета, работающих в
школе, или индивидуальной.

3.5. КТП составляется на каждый класс соответствующего уровня образования (НОО, ООО,
СОО) с последующей корректировкой на один учебный год.

3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ:
•

изменять
определенные
федеральной
рабочей
программой
последовательность изучения учебного материала и количество часов на изучение
учебного предмета (для предметов НОО «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окуржающий мир», «Труд (технология)». Для предметов ООО,СОО «Русский

язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «ОБЗР», «Труд
(технология)»);
• корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных
разделов и тем федеральной рабочей программы.

3.7. Педагогический работник вправе:
•
•

•
•
•

выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный
перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещенияот 21.09.2022 № 858;
при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые
выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки
от 09.06.2016 № 699;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии
обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
учителя, преподающие Родной (хакасский язык), могут писать программына
хакасском языке.

3.8. Педагогический работник вправе представить КТП на заседании методического
объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или
неодобрения рабочей программы.
3.9. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО и СОО,
разрабатываются педагогическими работниками самостоятельно в соответствии ФГОС второго
поколения
3.10.
Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат
рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической литературы
(рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие
более 50 процентов авторских подходов к организации содержания учебного материала.
КТП утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом
руководителя школы.

3.11.

4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Электронная версия Федеральной рабочей программы скачивается с Интернета, к ней
прикладывается КТП.

4.2. Электронная версия КТП форматируется в редакторе шрифтом Times New Roman, кегль
12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3
см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается
автором .
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы.

4.3. Электронный вариант федеральной рабочей программы с приложенным к ней КТП,
хранится в папке «Завуч» у заместителя директора по УВР.

4.4. Второй вариант КТП (распечатанный и утвержденный директором) хранится у педагога.
4.5. ФРП размещаются на школьном сайте в разделе Сведения об образовательной
организации» подразделе «Образование». КТП на школьном сайте не размещается.

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки КТП директор школы издает приказ о внесении
изменений.

5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в
приказе директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего
образования.

6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки
качества.

6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого
учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.

6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию
рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.

6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:
•
•
•
•
•

дистанционных образовательных технологий;
модульных форм организации образовательной деятельности;
сетевых форм организации образовательной деятельности;
электронного обучения;
различных форм внеурочной деятельности.

6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
•

сокращение запланированной практической части (контрольные, практические,
лабораторные работы и др.);
• сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).

6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся.

7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного
периода.

7.2. Этапы контроля:
•

по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР
анализирует отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством
электронного журнала; итоги анализа оформляет справкой;
• результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при
директоре по итогам каждого учебного периода;
• результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом
совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».