РП ВУД Орлята России 1,3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Бейского района Республики Хакасия
МБОУ «Куйбышевская СШИ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Рук-ль ШМО

Зам директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Тутатчикова С.В.
Тодышева В.Е.
Топоева О.К.
Протокол №1
Приказ № 102
от «28» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
от «30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Орлята России»
для обучающихся 1,3 классов

с. Куйбышево 2024-2025 уч. год

2

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Основной образовательной программы.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.

3

8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
 понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
 применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности;
умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет
интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
 демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших;
бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
4

повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 1,3 классов; рассчитан на 2 часа в неделю/68
часов в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
В основу курса внеурочной деятельности положен системно - деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции
юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности
будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение
нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия,
сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.

5

Содержания занятий 1,3 классы
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.

и

2.Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3.Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4.Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5.Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая
и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6.Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
6

посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7.Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

7

Тематическое планирование
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела

Кол-во
часов

Старт программы
Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов

8ч
8ч
7ч
8ч
7ч
8ч
6ч
8ч
6ч

Календарно-тематическое планирование 1,3 классы
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема

Кол-во
часов

Старт программы – 8 ч
Встреча с игрой
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер – 8 ч
Лидер – это…
Я могу быть лидером
Как стать лидером?
С командой действовать готов
Верѐвочный курс
КЛАССный выходной
Встреча с тем, кто умеет вести за собой

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

03.09.
05.09
10.09
12.09
17.09
19.09
24.09
26.09

1
1
1
1
1
1
1

01.10
03.10
08.10
10.10
15.10
17.10
22.10

1

24.10

17.

Итоги трека «Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 7 ч
Кто такой эрудит?

1

05.11

18.
19.
20.
21.
22.

Развиваемся, играя!
Я – эрудит, а это значит…
ВоображариУМ
Могу быть изобретателем
КТД «Что такое? Кто такой?»

1
1
1
1
1

07.11
12.11
14.11
19.11
21.11

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

8

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека «На
1
старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер 8 ч
Мастер – это…
1
Мастерами славится Россия
1
От идеи – к делу!
1
Город Мастеров
1
В гости к мастерам
1
Мастер – это звучит гордо!
1
КТД «Классный театр»
1
Путь в мастерство» – подводим итоги
1
Орлёнок – Доброволец – 7 ч
От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!
1
КТД «Создай хорошее настроение»
1
С заботой о старших
1
КТД «Коробка храбрости»
1
КТД «Братья наши меньшие»
1
Добровольцем будь всегда
1
«Портрет добровольца» - итоги трека
1
Орлёнок – Спортсмен – 8 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
Должен быть режим у дня
1
О спорт, ты – мир!
1
Сто затей для всех друзей
1
Готовимся к спортивным состязаниям
1
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
Быстрее! Выше! Сильнее!
1
«Азбука здоровья» - итоги трека
1
Орлёнок – Эколог – 6 ч
ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете
1
Каким должен быть настоящий эколог? Что должен
1
знать и уметь эколог?
Восхищаемся красивым миром
1
Экология на практике
1
Встреча с человеком, которого можно назвать
1
настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 8 ч
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
1
Хранитель семейных традиций
1
Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны
1
Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»
1
Знать, чтобы хранить
1
Историческое чаепитие
1
Расскажи мне о России
1
9

26.11

28.11
03.12
05.12
10.12
12.12
17.12
19.12
24.12
26.12
09.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01
04.02
06.02
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
04.03
06.03
11.03
13.03
18.03
20.03
01.04
03.04
08.04
10.04
15.04
17.04

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека
Подведение итогов – 6 ч
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Резерв. Изготовление альбомов.
Резерв. Изготовление альбомов.

10

1

22.04

1

24.04

1

29.04

1
1
1
1
1
1

06.05
13.05
15.05
20.05
22.05
27.05

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является
комплексной и предусматривает:
оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
оценку эффективности деятельности ОУ.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех
уровнях:
- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках
одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий и
т. п.);
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на
основании личного портфолио;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям
внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся.
Список литературы
Список литературы для педагогов:
1.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих дел и игр (изд.
2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлѐнок» : учебно-методический центр, 2020. – 80 с.
– Текст: непосредственный.
2.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.
Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
3.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И.
Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
4.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной
деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 45- 47, 55.
5.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам: конструирование внеурочной
деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн.
Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
6.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход:
Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Гриценко. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005. – 240 с.
7.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальная
школа. 2015. № 11. С. 49-53.
8.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика / Б.
В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. : табл.; 20 см. –
(Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8, 2009 г.); ISBN 978-5-88753- 114-4. –
Текст: непосредственный.
9.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных учреждений: воспитание гражданина: уроки социальности :
практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014. – 72 с.
10.
Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности школьников:
учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство «КультИнформПресс», 2021. – с. 77

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».