МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Бейского района Республики Хакасия МБОУ «Куйбышевская СШИ» «ЧаптыковскаяНШ» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Рук-ль ШМО Зам директора по УВР Директор ________________________ ________________________ ________________________ Тутатчикова С.В. Тодышева В.Е. Топоева О.К. Протокол №1 Приказ № 102 от «28» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1- 4 классов с. Чаптыково 2024-2025 уч. год 2 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; основной образовательной программы. Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 3 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Предполагаемые результаты курса Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста; ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, 4 любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 2 часа в неделю/68 часов в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам. Содержание курса внеурочной деятельности для 1 класса № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий Трек «Орлѐнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. 5 1 «Кто такой эрудит?» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова. Учитель организует обсуждение вопроса: как называют тех, кто много знает, тех, кто обладает большими знаниями? Для достижения цели занятия использует игровое взаимодействие с мультгероями Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб. 2 «Эрудит – это…» Совместно с детьми обсуждают и фиксируют качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие Повторение материала Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания. *Работа с конвертом копилкой трека «Орлѐнок – Эрудит» 3 «Всезнайка» Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека 6 Определяем значимость совместной работы. 4 «Встреча с интересны м эрудитом – книгой» 5 «Подведѐм итоги» *Работа с Конвертом копилкой трека «Орлѐнок – Эрудит». Выход в библиотеку (районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку Смотрят фото или видео как проходил трек, открывают конверт-копилку анализируют результат, совместно составляют опорную схему: чему научились, что узнали. – групповое, фронтальное, индивидуальное Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Посещение библиотеки Работа с книгой Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуально Работа в парах; просмотр фото/видео; составление и использование опорных схем. Трек «Орлѐнок – Доброволец» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. 7 1 «От слова к делу» Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтѐр. Добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов. На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый ты», чтение рассказа «Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы. Можно использовать психологический приѐм: «Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чѐм-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего». Символ волонтѐрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека 8 Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб. «Орлѐнок – Доброволец» - Кругом Добра 2 «Спешить на Важно с детьми прийти к пониманию того, что в их помощь безвозмездно» силах делать добрые дела. Вместе их придумать, обсудить, решить, что можно сделать уже в ближайшее время. Знакомству детей с понятиями «добра» и «добровольчества» способствует решение ими кейсов, или проблемных ситуаций. Работая в микрогруппах, дети погружаются в проблемы, касающиеся темы добровольчества, анализируют, примеряют на себя 9 Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участвуют в игре; решение кейсов; создание «Классного круга добра»; танцевальный флешмоб. разные роли и ситуации. Деятельность микрогруппах по 3 человека позволяет увидеть и услышать разные мнения и точки зрения. *Работа с символом трека «Орлѐнок Доброволец» - Кругом Добра 10 3 «Совместное родительское собрание «Наша забота!» Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (родным, соседям) Что значит быть добрым рядом с ними? Обучающиеся становятся соучастниками коллективного благородного дела. Важным моментом является то, что родители «включаются» и совместно с детьми и педагогом выбирают то доброе дело, которое им по силам. Дети на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные разговоры - то есть, работе в команде во благо добра. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Обсуждение вопросов; мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое Встреча волонтером; интервью беседа. *Работа с символом трека «Орлѐнок – Доброволец» Кругом Добра. 4 с гостем, «Доброволец – Встреча это доброе который достиг успехов в сердце» области добровольчества. *Работа с символом трека «Орлѐнок Доброволец» - Кругом 11 с - Добра Дополняют круг «Классный добра» 5 «Подведѐм итоги» впечатлениями о встрече. *Работа с символом трека «Орлѐнок – Доброволец» Творческая раб «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца (выбирая из: милосердный, злой, Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Просмотр фото/видео; обсуждение хода трека; участие в игре; участие в флешмобе отзывчивый, вредный…) Просмотр видео/слайдшоу о том, как прошѐл трек, чем запомнился и что доброго смогли сделать для других. Трек «Орлѐнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. 12 1 «Мастер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа в парах – расскажите о своих родителях мастерах своего дела друг другу. («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовить салаты» …) Пробуем себя в роли мастера – Что может делать мастер? Хотите 13 Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание стихотворения; просмотр мультфильма; обсуждение вопросов; изготовление оригами; танцевальный флешмоб. попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем простое оригами, дорисовываем, создаем коллективную работу по объединению оригами в единый смысловой сюжет, после чего организовывается творческое выступление учащихся. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаѐт свою работу – «придумывает, делает/ создаѐт, показывает и радует других». *Работа с символом трека- Шкатулкой мастера 14 2 «Мастерская Деда Мороза…» Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – *Работа со шкатулкой групповое, фронтальное, трека «Орлѐнок – индивидуальное. Мастер» В шкатулку вкладываем итоги дела – анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят. Реализуем нашу идею (учитель выстраивает занятие на основе этапов коллективнотворческой деятельности). Ребятами под руководством педагога осуществляется изготовление одной большой новогодней гирлянды – для создания новогоднего настроения в классе и чувства коллектива среди обучающихся – идея «одной большой командой делаем общее дело» 15 Отгадывание загадок; деление на группы; танцевальный флешмоб 3 «Класс мастеров» Основной посыл данного занятия – реализация идей по украшению класса или классной ѐлки, знакомство с историей новогодних игрушек в России, праздника Нового года в целом. Обучающиеся продолжают создавать себе атмосферу праздника и волшебства своими силами. Отличительной чертой является то, что дело реализуется всеми обучающимися под руководством педагога – дети выдвигают свои предложения, идеи, инициативы. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем идеи по созданию праздника Нового года, игрушки, подарки, сделанные стараниями ребят. 16 Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Реализация идей по украшению класса/классной ѐлки; знакомство с историей новогодних игрушек 4 «Классна я ѐлка» Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими силами, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивают Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традициями. Приглашаются родители, которые становятся зрителями творческих успехов своих детей: актѐров, декораторов, художников, костюмеров, сценаристов. Праздник от самого начала до конца пропитан гордостью за свой класс и себя как организатора. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем фотографии праздника Нового года, подарочки, открытки – всѐ, созданное детьми. 17 Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Украшение классной ѐлки; знакомство с историей Нового года. 5 «Новогоднее Занятие – подведение трека. настроение» итогов Смотрят видеоролик / слайд-шоу, демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями. Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео анализ результатов; составление опорной схемы. *Работа с символом трека – Шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем (например) идеи на будущий год. Трек «Орлѐнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период 1 «Утро мы начнѐм с зарядки» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлѐнок – Спортсмен»: лексическая работа – значения нового слова. Что такое здоровый образ жизни, из чего он состоит, почему это важно. *Работа с символом трека «Орлѐнок – спортсмен» Создаем визуальный 18 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, физкультурноспортивная. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Танцевальная зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах. образ человека, ведущего здоровый образ жизни, дописывая к нему ответы детей. Учитель должен обратить внимание на слова детей о зарядке. Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах минизарядки, которые придумывает сама. Дети совместно с педагогом придумывают традиционную утреннюю зарядку, как для школы, так и для дома. Обязательно: создаѐм памятку с упражнениями, дети забирают еѐ домой. *Работа с символом трека «Орлѐнок – спортсмен» 19 2 «Сто затей для всех друзей» Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Вспоминаем первое занятие. Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток на уроках и переменах, предложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть. Осознание детьми идеи, что зарядка может быть весѐлой и энергичной. *Работа с символом трека «Орлѐнок – спортсмен» – фиксируем подвижные игры 20 Весѐлая Физкультминутка; обсуждение вопроса; участие в подвижных играх; встреча с ЗОЖиком; танцевальная зарядка. 3 «Весѐлые старты» Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. Смена ролей при выполнении этапов: команда каждый раз решает, кто из числа команды будет судить этот этап, кто помогать педагогу с реквизитов. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Участие в весѐлых стартах; проба спортивных ролей детьми. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. Прослушивание рассказа спортсмена школы интервью беседа со спортсменами *Работа с символом трека «Орлѐнок – спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные игры для всех: и для спортсменов, и для болельщиков, и для судей, и для зрителей. 4 «Самые спортивные ребята моей школы» Встреча – подарок с выдающимися спортсменами школы (3-4 действующими ученикамиспортсменами школы). Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть талантливым спортсменом, какие награды можн о получить, о тех российских спортсменах, которые являются примером не только для них, но и для многих таких же ребят. *Работа с символом трека «Орлѐнок – 21 спортсмен» Фиксация вывода о том, что нужно, чтобы стать профессионалом в спорте» 5 «Азбука здоровья» Подведение итогов. Дети рассматривают фото или видео, как проходил трек, по опорной схеме анализируют и Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. дополняют правила организации подвижных игр, проигрывают новую игру. *Работа с символом трека «Орлѐнок – спортсмен». Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно записывают мысли о том, что нужно чтобы быть здоровым 22 Просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. 1 «Орлѐнок – хранитель историческо й памяти» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Кто может быть хранителем? Что можно хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? *Работа с символом трека – альбомом Хранителей исторической памяти – ответы на вопросы собираем в альбом «Мыхранители». Учимся работать в парах /группах. Возможна помощь 23 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное Обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и исторических ценностях региона/страны; историческое фотографирование. На занятии происходит различная деятельность: работа в парах по изучению данных в детской энциклопедии, просмотр наставникастаршеклассника. Дети делают выводы о важности сохранения знаний и материалов об исторической памяти и транслирования еѐ будущим поколениям. Получают ответ на главный вопрос: «Как можно сохранить историческую память?». Проба внести себя в историю класса/школы через фотографирование. *Работа с символом трека «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): вкладываем идеи по сохранению исторической памяти региона, страны 24 познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона/своей страны, просмотр фотографий о прошлом, старине. 2 «История школы – моя история» Данное занятие позволяет обучающимся ощутить себя как ученика именно этой школы, носителя идей, традиций школы, в которой обучаются самоидентификация себя как ученика школы Занятие отведено на знакомство со школой, где обучаются дети: историей, традициями, героями, выдающимися людьми, которыми гордится школа. Ключевой момент знакомства состоит в том, что оно происходит в виде игры по станциям, где ребята выполняют различные задания и путешествуют по школе, знакомясь с еѐ работниками в том числе. Такой формат занятия позволит не только достичь поставленных целей, но и пробудить в детях чувство гордости за школу. *Работа с символом трека «Орлѐнок – альбомом Хранителей исторической памяти»: вкладываем опорные схемы по результатам игры по станциям 25 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное Пение в караоке; участие в игре-путешествии; подведение итогов через игровой приѐм. 3 «Поход в музей» Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое Экскурсия Занятие посвящено Познавательная, знакомству с музеями – проблемноценностное школьным, городским, общение. Взаимодействие – районным. групповое. Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея - познают свой родной город, край. Экскурсия Занятие посвящено знакомству с музеями – школьным, городским, районным. Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея познают свой родной город, край. *Работа с символом трека «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было увидено в музее 4 «Поход в музей» *Работа с символом трека «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было 26 увидено в музее 5 «Историческое К ребятам в класс приходят наставники чаепитие» и учитель истории старших классов Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – Чаепитие; встреча с приглашѐнными гостями (экскурсовод-краевед, групповое, историк, фронтальное. родитель-знаток истории). Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая задают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями. *Работа с альбом Хранителя, подведение итогов: Впечатления и пожелания гостей заносятся в альбом. Дети, которые умеют писать, также могут оставить записи о своих впечатлениях Трек «Орлѐнок – Эколог» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 27 1 «ЭКОЛОГиЯ» Введение в тему. Мотивация, целеполагание Знакомство с понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней? Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу» направляет рассуждения детей к идеям по защите и украшению окружающей среды – первым элементарным шагам в экологию. *Работа с Рюкзачком трека «Орлѐнок – Эколог» Вкладываются знаки, характеризующие бережное обращение к природе 28 Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; сбор рюкзачка эко лога; участие в игре; просмотр мультфильма 2 «Каким должен быть настоящий эколог?» Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – *Работа с символом групповое, трека – Рюкзачком фронтальное, индивидуальное эколога. Составляем правила эколога. Определяют качества эколога. (добавляем в Рюкзачок). Мотивация: видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? Коллективное Обсуждение; участие в игровом упражнении; дополнение рюкзака эколога; работа в группах; отгадывание загадок; работа с карточкой. Посредством игр обучающиеся знакомятся с «визитками» природы: следами животных, пением птиц, описанием особо распространѐнных растений и животных. *Работа с символом трека Рюкзачком эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. 3 «В гости к природе» Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, Дети в естественной индивидуальное среде наблюдают за природой, за еѐ явлениями, особенностями, природными «знаками». Данное занятие отводится для экскурсии (в ботанический сад, в лес, в музей). Экскурсия *Работа с символом трека Рюкзачком эколога: фиксируем полученную на экскурсии информацию 4 «Мы друзья Данное Познавательная, занятие 29 Участие в игре; природы» интеллектуальнокреативная игр посвящѐнная экологии и экологическому поведению обучающихся. игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. работа в группах Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Просмотр фото/видео; дополнение «рюкзачка эколога»; просмотр мультфильмов. Через игру обучающиеся отвечают на вопросы о том, что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу; как понимать природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»? *Работа с символом трека Рюкзачком эколога: фиксируем «симптомы» болезни природы, устанавливаем 5 «Орлята – экологи» взаимовлияющую связь природа-экологиячеловек. Подводим итоги. Организация просмотра слайд-шоу или видео о том, как проходил трек, обсуждение того, как проходил трек, делают выводы об экологической культуре и поведении. Просмотр и обсуждение экологических мультфильмов о природе. *Работа с символом трека – Рюкзачком эколога: дополняем событиями и именами 30 ребят, которые, по мнению класса, были лучшими в треке. Трек «Орлѐнок – Лидер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочѐнности класса, приобретѐнных ребѐнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. 1 «Лидер – это…» Введение в мотивация, целеполагание. тему, Познавательная, игровая, проблемно- 31 Участие в игре; заполнение чек-листа. ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – знакомство с явлением лидерства через игру, учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания. Подведение итогов: Работа с конструктором «Лидер» (собираем понятие «лидер» 32 2 Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – Данное занятие групповое, подразумевает более фронтальное, глубокое усвоение индивидуальное детьми понятия лидера и лидерства в целом. А также здесь подробно разбираются качества лидера. Ключевая точка занятия – проведение педагогом социометрии для изучения атмосферы в классе: дружный коллектив или нет, для понимания педагогом, как в дальнейшем направлять и деятельность класса и выстраивать свою работу. «Я хочу быть Обсуждение: кто лидером» может быть лидером? для чего быть лидером? *Работа с символом трека – конструктором «Лидер». Фиксируютс я качества лидера 33 Участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии. 3 «С Данное занятие командой подразумевает выход за действую» пределы класса. На большой просторной территории классный коллектив будет проходить испытания, направленные на сплочение и командообразование. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра на командообразовани е по станциям «Команда». Познавательная, проблемноценностно е общение Взаимодействие – групповое, фронтальное. Встреча; прессконференция В этой игре нет победителей. Она предназначена для того, чтобы улучшит ь эмоциональную атмосферу класса. Педагогу важно понимать, что для проведения игры ему необходимо дополнительная помощь коллег или старшеклассников-наставнико в. *Работа с конструктором. Выводы по игре «Команда». 4 «Как становятся лидерами? » Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Встреча с администрацией школы по теме: «Традиции школы и ими гордится школа»; пресс-конференция со старшеклассником-лидером; демонстрация классны х достижений. *Работа с конструктором. Выводы по встрече с лидерами 34 5 «Мы дружны й класс!» Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». Квест для сплочения Познавательная, игровая, проблемноценностно е общение. Взаимодействие коллектива класса, – групповое, родителей и наставников, фронтальное. коллективные подвижные игры, выпуск итоговой КЛАССной газеты «Какими мы были и вот какими стали!» *Работа с конструктором. Выводы: Мы теперь лидеры! (Мы тоже лидеры) 35 Поход; подвижные игры; выпуск газеты. 2-4 классы 1. Трек «Орлѐнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности 36 классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлѐнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. 3. Трек «Орлѐнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлѐнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлѐнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. 37 Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Тематическое планирование № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Старт программы Орлѐнок – Лидер Орлѐнок – Эрудит Орлѐнок – Мастер Орлѐнок – Доброволец Орлѐнок – Спортсмен Орлѐнок – Эколог Орлѐнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 38 Кол-во часов 8ч 8ч 7ч 8ч 7ч 8ч 6ч 8ч 6ч Календарно-тематическое планирование № Тема Кол-во часов Дата 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Старт программы – 8 ч Встреча с игрой Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Вводный «Орлятский урок» Орлѐнок – Лидер – 8 ч Лидер – это… Я могу быть лидером Как стать лидером? С командой действовать готов Верѐвочный курс КЛАССный выходной Встреча с тем, кто умеет вести за собой 16. Итоги трека «Мы дружный класс! 1 23.10.2024 17. Орлѐнок – Эрудит – 7 ч Кто такой эрудит? 1 05.11.2024 1 1 1 1 1 1 06.11.2024 12.11.2024 13.11.2024 19.11.2024 20.11.2024 26.11.2024 1 1 1 1 1 1 1 1 27.11.2024 03.12.2024 04.12.2024 10.12.2024 11.12.2024 17.12.2024 18.12.2024 24.12.2024 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Развиваемся, играя! Я – эрудит, а это значит… ВоображариУМ Могу быть изобретателем КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги трека «На старте новых открытий» Орлѐнок – Мастер 8 ч Мастер – это… Мастерами славится Россия От идеи – к делу! Город Мастеров В гости к мастерам Мастер – это звучит гордо! КТД «Классный театр Путь в мастерство» – подводим итоги Орлѐнок – Доброволец – 7 ч 39 1 1 1 1 1 1 1 1 03.09.2024 04.09.2024 10.09.2024 11.09.2024 17.09.2024 18.09.2024 24.09.2024 25.09.2024 1 1 1 1 1 1 1 01.10.2024 02.10.2024 08.10.2024 09.10.2024 15.10.2024 16.10.2024 22.10.2024 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! КТД «Создай хорошее настроение» С заботой о старших КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» - итоги трека Орлѐнок – Спортсмен – 8 ч Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня О спорт, ты – мир! Сто затей для всех друзей Готовимся к спортивным состязаниям Спортивная игра «У рекордов наши имена» Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» - итоги трека Орлѐнок – Эколог – 6 ч ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? Восхищаемся красивым миром Экология на практике Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека 1 1 1 1 1 1 1 25.12.2024 14.01.2025 15.01.2025 21.01.2025 22.01.2025 28.01.2025 29.01.2025 1 1 1 1 1 1 1 1 04.02.2025 05.02.2025 11.02.2025 12.02.2025 18.02.2025 19.02.2025 25.02.2025 26.02.2025 1 1 04.03.2025 05.03.2025 1 1 1 11.03.2025 12.03.2025 18.03.2025 1 19.03.2025 Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 8 ч Орлѐнок – Хранитель исторической памяти 1 Хранитель семейных традиций 1 Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны 1 Кодекс «Орлѐнка – Хранителя» 1 Знать, чтобы хранить 1 Историческое чаепитие 1 Расскажи мне о России 1 «Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека 1 Подведение итогов – 6 ч Подведение итогов участия в программе в текущем 1 учебном году Подведение итогов участия в программе в текущем 1 учебном году Интеллектуально-познавательные игры 1 Подвижные игры 1 Интеллектуально-познавательные игры 1 Подвижные игры 1 Подвижные игры 1 40 01.04.2025 02.04.2025 08.04.2025 09.04.2025 15.04.2025 16.04.2025 22.04.2025 23.04.2025 29.04.2025 30.04.2025 06.05.2025 07.05.2025 13.05.2025 14.05.2025 20.05.2025 68. Подвижные игры 1 41 21.05.2025 Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников Материалы для обучающихся Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: Онлайн курс «Академия гражданина» Онлайн курс «Основы социального проектирования» Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)» Онлайн курс «Фотостудия с РДШ» Онлайн курс «Экологическое мышление» Онлайн курс «Совместное лидерство» Онлайн курс «В порядке» Онлайн курс «Медиашкола» Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Материалы для педагогов Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: 1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ» 2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов) 3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы» 4. Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11 классов» 5. Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда» 6. Онлайн курс «Школа классных кураторов» 7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ» 8. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России» 42 43