РП ВУД Спецназ добра

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спецназ добра» составлена педагогом
Селигеевой Натальей Владимировной. Данная программа представляет собой вариант
программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и
разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских
школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности,
утвержденным СанПиН.
В основе программы лежат следующие документы:


Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);



Конвенция о правах ребенка (1989 г.);



Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции
Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г.,
Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации
добровольческих усилий (IAVE);



Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);



Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); Закон РФ "Об образовании"



Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;



Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;



Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»;



Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»;

Актуальность программы
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие
сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебновоспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период
стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья
рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор,
противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную
позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года
одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года
указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее
современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции,
владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать
в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путѐм,
участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В
отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские
дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный
перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и,
главным образом, политических взглядов детей.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по
своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие
организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим
специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью,
милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из
основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная
социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребѐнка навязанной
извне.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь
почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем
тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества
лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют
желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но
кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему,
движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые
знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний.
Цель:
Развитие детского волонтѐрского движения в МБОУ «Куйбышевская СШИ».
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Возрождение лучших отечественных
доброты, чуткости, сострадания.

традиций

благотворительности,

воспитание

Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты,
духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными
возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в
социальной сфере.
Содержание программы.
Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых
предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и
направлена на решение педагогических задач.
Деятельность волонтеров направлена на:
-оказание помощи при формировании жизненной позиции у школьников путем
возрождения нравственных идеалов и ценностей (ЗОЖ, настоящая дружба, чистая
любовь, счастливая семья и т.п.);

- гражданское и патриотическое воспитание молодѐжи;
- пропаганду здорового образа жизни среди
селаКолосковоВалуйского района Белгородской области;

школьников

и

молодѐжи

- пропаганду бережного отношения к историко-культурному наследию России, своей
малой Родине;
- защиту окружающей среды;
- помощь ветеранам, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в ТЖС.
Просветительская деятельность:
- поддержка реализации программ по содействию и формированию ЗОЖ в подростковой и
молодѐжной среде;
- участие в общественно-полезной деятельности;
- подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
- обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на школьном и районном
уровнях;
- публикации в СМИ и на школьном сайте.
Охранно-профилактическая деятельность:
- организация рейдов по уборке территории молодѐжи селаКолосковоВалуйского района
Белгородской области;
-организация рейдов по безопасности жизнедеятельности подростка;
Спортивная деятельность:
- участие в соревнованиях по направленности, соответствующей деятельности волонтера;
- организация спортивных мероприятий с младшими подростками.
Шефская деятельность:
- оказание помощи пенсионерам, одиноким пожилым людям, детям и сверстникам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- организация просветительских и социокультурных мероприятий для детей-инвалидов,
сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, многодетных семей, малообеспеченных
слоѐв населения.
Информационно-рекламная деятельность:
- создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;
- организация и проведение тематических бесед, лекториев;
- организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской
деятельности.
Образовательные технологии и методы:

Технология проектов;
Технология коллективного взаимообучения и технология сотрудничества;
Здоровье сберегающие технологии;
Технология проблемного обучения (проблемно-эвристический метод);
Технология развития критического мышления;
Технология исследовательской деятельности (метод творческого поиска);
Формы реализации данной программы.
Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтѐрское
движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего
коллектива,
консультации, экспедиционная
работа,
самостоятельная
работа,
образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в
социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа
содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы ―От сердца к сердцу
‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении
программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Планируемые
деятельности

результаты

освоения

обучающимися программы

внеурочной

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования
гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа
следующих результатов образования:

учреждения

предусматривает

достижение

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданскопатриотическому направлению «От сердца к сердцу» - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью куратора (учителя).

Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом,
учить работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Учиться
совместно
с
куратором
(учителем)
учениками давать эмоциональную оценку деятельности сверстников.

и

другими

Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений
(успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные
материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы со сверстниками.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
компетенции личностного самосовершенствования

Содержание курса внеурочной деятельности
1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом.
Знакомство с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организацией «Российское движение школьников», с направлениями еѐ деятельности.
Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Обучающиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными
возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения
позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской
деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для
общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
3. Учимся работать с документами.
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами,
регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию
волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Оказание посильной помощи органам
школьного самоуправления, педагогам, учащимся в соответствии с направлениями
деятельности
4. Участие в акциях и конкурсах
Обучающиеся разрабатывают акции и мероприятия спортивно-массового характера, с
привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены».
Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
5. Пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний
медицины и гигиены, ведения активного образа жизни.
6. Благотворительная деятельность волонтера
Волонтѐры на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Лекционные и практические занятия при реализации программы, предусматривают
включение учащихся в практику, образовательные тренинги в данном направлении.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и
объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических,
физических особенностей детей 12-16 лет, увлекающихся социально значимой
деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности рассчитан
на один год.
Продолжительность учебного года: 34 учебных недель. Занятие по внеурочной
деятельности проходит один раз в неделю по одному часу для детей от 12 до 16 лет.
Продолжительность занятия – 40 минут 1 раз в неделю.
2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная,
фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие,
беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а
также их практической реализации.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение
обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Спецназ добра» должны отражать:
- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах
отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы являются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтѐрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и
одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и
микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга учащихся
Критерии оценки волонтѐрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение планировать работу волонтѐров;
- самостоятельность.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся
ключевых компетенций следующего содержания:
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
Календарно-тематическое планирование
Направление

Мероприятие

Дата
проведения

Сентябрь
Вводный урок. Кто такие волонтеры?
Мифы о волонтерстве.
Организационное заседание волонтерской
команды. Составление плана работы.
Распределение поручений.
Помощь семье жителем села.
Изготовление праздничных открыток для
ветеранов педагогического труда

06.09.24

Акция «Подари улыбку». Вручение
поздравительных открыток ветеранам
педагогического труда ко Дню учителя
Права и обязанности волонтера
Регистрация обучающихся на сайте
«Добровольцы России»

04.10.24

13.09.24

20.09.24
27.09.24

Октябрь

11.10.24
18.10.24

Ноябрь
Акция «Уборка частного двора » (помощь
пожилому человеку)
Экологическая акция «Вред батареек»
(сбор батареек)
Интерактивная игра для младших
школьников «Полезные и вредные
привычки» (подготовка сценария)

25.10.24

Интерактивная игра для младших
школьников «Полезные и вредные
привычки» (проведение мероприятия)
Подготовка к празднованию Дня волонтера

22.11.24

День волонтера! (празднование, чаепитие)
Акция: «Новогодняя игрушка»
(изготовление игрушек)
Акция «Безопасный Новый год»
(изготовление буклетов и памяток)
Акция «Безопасный Новый год»
(изготовление буклетов и памяток)

06.12.24
13.12.24

08.11.24
15.11.24

29.11.24

Декабрь

Январь

20.12.24
27.12.24

День заповедников и национальных парков
России
Социальный проект «Рождественские
подарки в каждый дом»
День Татьяны

10.01.25

Акция «Правила ПДД» малышам.
17 февраля – День спонтанного проявления
доброты. Тренинг «Доброта как Солнце»
(подготовка мероприятия)
17 февраля – День спонтанного проявления
доброты. Тренинг «Доброта как Солнце»
(проведение мероприятия)
Изготовление видеопоздравления для
любимых пап, дедушек.
День здоровья (соревнование)

31.01.25
07.02.25

Изготовление видео поздравления для
любимых мам
Флеш-моб «Мама отдохни» (помощь маме
по дому)
Подготовка и проведение конкурса
рисунков и фильмов «ЗОЖ моими
глазами».

07.03.25

Акция «Неделя добра» (помощь
односельчанам»
Акция «Чистый парк»
Оформление стенгазет ко Дню Земли
«Экология»
Акция «Вахта памяти» Уборка памятника
участников ВОВ и территории около него

04.04.25

Ремонт книг «Книжке – новую жизнь!»
Акция «Права ребенка» (День защиты
прав). Выпуск стенгазеты.
Итоговый сбор «Волонтер – это здорово»!
Подведение итогов, награждение самых
активных волонтеров.

02.05.25
16.05.25

17.01.25
24.01.25

Февраль

14.02.25

21.02.25
28.02.25

Март

14.03.25
21.03.25

Апрель

11.04.25
18.04.25
25.04.25

Май

23.05.25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».