Рабочая программа здоровым быть здорово 1-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя школа интернат»

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
______________А.А. Асочакова
Приказ №____ от___ «____» 2024

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Куйбышевская СШИ»
______________О.К. Топоева
Приказ №____ от___ «____» 2024

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________В.Е. Тодышева
Приказ №____ от___ «____» 2024

Рабочая программа
«Здоровым быть здорово»

Составитель:
Учитель физической культуры
первой категории
Чичинин Олег Антонович

с.Куйбышево 2023г.

Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Описание ценностных ориентиров содержания курса
3. Планируемые результаты
4. Содержание внеурочной деятельности
5. Тематическое планирование с указанием основных видов внеурочной деятельности
6. Материально-техническое обеспечение

3
5
6
7
9
10

1. Пояснительная записка
Программа имеет спортивно-оздоровительную направленность. Данная программа
реализуется в МБОУ «Куйбышевская СШИ» и служит для организации внеурочной деятельности
обучающихся.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования в современной школе предполагает обязательное вовлечение обучающихся во
внеурочную деятельность с целью достижения в первую очередь личностных и метапредметных
результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся
не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,
принимать решения и др. Цель внеурочной деятельности - способствовать достижению
результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Курс
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» предназначен для работы с учащимися 1-4, 59, 10-11-х классов в рамках социального, спортивно-оздоровительного направлений внеурочной
деятельности и направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа
жизни, а также потребности беречь свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность.
Образовательная организация не может и не должна оставаться в стороне от решения задач,
направленных на формирование здорового поколения и здоровой нации. Формирование у
обучающихся ценностных ориентиров, активной гражданской позиции является неоспоримой
задачей общества, и эта задача возлагается государством на образовательную организацию. Закон
«Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» не только как
«знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт деятельности». Курс
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым» разработан с учѐтом требований
федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного
общего и среднего общего образования. Содержание данного курса и формы организации учебной
деятельности направлены на проектирование определенного типа мышления школьников –
осознание здоровесбережения как важнейшего условия успешной жизненной самореализации
каждого человека. Центральной линией развития обучающихся является формирование
интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов.
Современные дети поколения Z значительно отличаются от своих сверстников предыдущих
поколений - изменилась социальная ситуация развития детей: 1)резко возросла
информированность обучающихся. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых
знаний – несомненное преимущество современных детей; однако, чрезмерная доступность
информации может иметь негативное влияние на психологическое состояние и психологическую
безопасность детей и подростков. 2)ограничено очное непосредственное общение со
сверстниками, что препятствует формированию коммуникативных компетенций, эмоциональной
отзывчивости, толерантности, сочувствия и сопричастности и др. Перемены, происходящие в
современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные интересы. Решению
этих задач направлена внеурочная деятельность, в том числе курс «Здорово быть здоровым».
Существенное место в организации курса внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»
должны занять метапредметные результаты, благодаря чему по окончании данного курса у
обучающихся будут сформированы навыки, направленные на анализ своей деятельности и
управление ею.

Целью курса является формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков
ведения здорового образа жизни и принципов здоровьесбережения.
Задачи курса: формирование у учащихся ключевых компетенций ведения здорового
образа жизни за счет:
 формирования способностиформулировать и формировать навыки здоровьесбережения;
 понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и индивидуальную
ценность;
 формирования отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе
наркотиков профилактики вредных привычек;
 формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
 формирования привычки правильного питания;
 формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
 формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями;
 формирования умения грамотно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
 ведения активного спортивного образа жизни.

2. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения общения
является решение задач воспитания –
осмысление и присвоение школьниками системы ценностей
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется
в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и
милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания
человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви
и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение
ребѐнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребѐнка играет
его учебная деятельность. В процессе еѐ организации средствами учебного предмета у ребѐнка
развиваются организованность, целеустремлѐнность, ответственность, самостоятельность,
формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие
через содержание предмета интереса к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еѐ прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
3. Планируемые результаты
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, предметные и
метапредметные результаты.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения курса
внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым». Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере здорового 6 образа
жизни, умения использовать ценности здоровьесбережения для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в сохранении здоровья.
Личностные результаты должны отражать:
 формирование ценностного отношения к своему здоровью;
 формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей;
 формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового
образа жизни.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной деятельности
«Здорово быть здоровым». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной,
интеллектуальной и социальной деятельности, умениях творчески их применять при решении
ежедневных задач, связанных с организацией и проведением занятий, направленных на
формирование культуры здоровьесбережения.
Предметные результаты должны отражать:
 воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
 формирование культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и
генетической грамотности;
 овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни;
 формирование умения оценивать последствия своей деятельности по отношению к
здоровью других людей и собственному организму;

 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации
здорового образа жизни;
 способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от
индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей
физического развития;
 способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями;
 солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений
в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания курса «Здорово быть здоровым», в единстве с освоением программного материала
других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты должны отражать:
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения
в состоянии здоровья;
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности;
 понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных
качеств;
 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую
сохранность творческой активности;
 понимание физической активности как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения;
 понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий
физической культурой;
 умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных
связей);
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

 умение применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений,
сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
 умение с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить 9 опросы; проводить
самооценку и взаимооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.
4. Содержание внеурочной деятельности
Содержание, организационные формы реализации внеурочной деятельности данного курса
«Здорово быть здоровым» отвечают реализации основных принципов обучения: гуманности
направленности (отношение педагога к обучающимся как к ответственным субъектам
собственного развития), системности (обеспечение целостности, преемственности и взаимосвязи
между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и внеурочной
деятельностью, всеми участниками внеурочной деятельности), вариативности (предоставление
широкого спектра видов, форм, способов организации деятельности), добровольности (выбора
обучающимися видов деятельности, возможность проявления инициативы и пр.), успешности и
социальной значимости (направленной на формирование потребности в достижении результатов и
пр.).
Тема 1. Как сохранить здоровье? Мои помощники. Здоровый образ жизни. Что такое
режим дня? Во сне и наяву. Правила безопасности в быту. Кибербезопасность.
Виды деятельности: беседа, игровые занятия, арт-технологии.
Тема 2. Движение — это жизнь Комплекс упражнений утренней гимнастики. Твоя осанка.
Спортивные секции. Мама, папа, я — спортивная семья. Физкультминутка. Опора и движение.
Что такое правильное дыхание? Что такое закаливание? Физкультура в школе. ГТО.
Виды деятельности: интерактивные игры, практические занятия, решение ситуативных
задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки.
Тема 3. Полезная и здоровая еда Как еда путешествует по нашему организму.
«Стройматериалы» для организма. Пирамида здорового питания. Режим питания. Готовим вместе
с родителями.
Виды деятельности: практические занятия, лабораторно исследовательские мероприятия,
решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
Тема 4. Ты и другие люди Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Ещѐ раз про
здоровый образ жизни. Ты помогаешь взрослым. Правила для всех. Наши друзья и не только.
Человек и общество.
Виды деятельности: практические занятия, дискуссионные мероприятия, занятия
коммуникативного характера, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
Тема 5. Не только школа Школы бывают разные. Сила ума.
Виды деятельности: практические занятия, исследовательские мероприятия, решение
ситуативных задач, оценка результатов подготовки.

5. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование «Здорово быть здоровым»
2022 - 2023 уч.год
№

Тема занятий

1.
2.
3.
4.

Вводное занятие.
Мои органы чувств. Орган зрения — глаза.
Мои органы чувств. Орган слуха — уши.
Мои органы чувств . Орган обоняния — нос

5.
6.
7.

Мои органы чувств. Орган вкуса — язык.
Мои органы чувств. Орган осязания — кожа.
Мои органы чувств. Орган равновесия —
вестибулярный аппарат.
Как защитить органы чувств.
Гигиена органов чувств
Здоровый образ жизни
Вредные привычки
Ежедневная гигиена тела.
Профилактика вредных привычек.
Последствия вредных привычек
Что такое режим дня?
Как составить режим дня?
Как правильно отдыхать?
Во сне и наяву
Режим сна
Правильные и неправильные советы
Правила безопасности в быту
Электробытовые приборы
Правила безопасности при работе с ЭП
Знаки безопасности
Гаджеты в жизни ребенка.
Гимнастика для глаз
Движение это жизнб.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Корректировк
а

28. Правила безопасного поведения при
проведении физических упражнений
29. Зарядка в жизни человека.
30. Комплекс упражнений утренней зарядки.
31. Комплекс ОРУ на месте.
32. Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи».
33. Комплекс ОРУ в движении.
34. Игра «К своим флажкам». Игра «День и
ночь».
35. Комплекс ОРУ в колонне по одному в
движении. Игра «Вызов номеров»
36. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза».
Игра «Воробьи-попрыгунчики».
37. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Челнок».
Игра «Карусель»
38. Правила безопасного поведения при играх с
мячом.
39. Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в
приседе». Игра «Пингвины с мячом»
40. Твоя осанка. Правила сидения за партой.
41. Правила подъема и переноса тяжестей
42. Совершенствование координации движений.
Игра « Передал – садись». Игра «Свечи»
43. Укрепление основных мышечных групп;
мышц рук и плечевого пояса. Игра «Рак
пятится назад». Игра «Скорый поезд
44. Комплекс специальных упражнений «Ровная
спина». Игра «Змейка». Игра «Карлики и
великаны
45. Физкультминутка, виды и польза для
здоровья.
46. Физкультминутка для пальцев рук
47. Физкультминутка для глаз
48. Физкультминутки с использованием мяча
49. Физкультминутки в парах
50. Опора и движение
51. Мой скелет-моя опора.
52. Мышцы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

Позвоночник
Череп
Что такое правильное дыхание?
Для чего нужен воздух?
Процесс дыхания
Органы дыхания
Дыхательная гимнастика
Очистка воздуха
Что такое закаливание?
Укрепление организма
Виды закаливания
Физкультура в школе
Рост и вес.
Что такое лишний вес.
Как избежать лишнего веса.
Что такое пульс? Частота дыхательных
движений
Что такое пища?
Влияние пищи на организм.
Зачем мы едим?
Компоненты нашей пищи для организма.
Каково значение пищи для ума?
Состав пищи.
Как еда путешествует по нашему организму.
Как еда путешествует по нашему организму.
Органы пищеварительной системы
Зубы. Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ.
Регуляция пищеварения
Заболевания органов пищеварения
Стройматериалы для организма
Обменные процессы в организме.
Полезные и вредные продукты питания.
Питательные вещества. Их виды.
Режим питания. Что значит питаться
регулярно.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Режим питания. Суточный рацион питания
Режим питания. Завтрак.
Режим питания. Обед.
Режим питания. Ужин.
Правила здорового питания.
Повторение. Правила здорового питания.
Правила здорового питания.
Режим дня. Сутки.
Гигиена.
Гигиена. В школе.
Вредные привычки. Что это.
Вредные привычки. Виды привычек.
Физическая активность. Дома.
Физическая активность. В школе.
Ты помогаешь взрослым.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6. МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для реализации программы «Здорово быть здоровым» необходима
материально-техническая база:
2.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Спортивный инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Канат;
Кегли или городки;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты;
Ракетки;
Обручи
Программа
внеурочной
деятельности
«Здорово
быть
здоровым»
предназначена для обучающихся. Именно принадлежность к внеурочной
деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».