МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Бейского района Республики Хакасия МБОУ «Куйбышевская СШИ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Клуб МЧС» село Куйбышево 2023-2026 уч. год Пояснительная записка. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей человека, общества и государства. Тысячелетиями человек боролся с природой, покорял и преобразовывал ее. Наступает время обратного процесса - бумеранг возвращается. Статистика показывает, что продолжающийся рост количества и масштабов аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также числа их жертв и материальных потерь стал объективной реальностью. Потенциальная угроза возникновения крупномасштабных ЧС пока не только не снижается, но и последовательно растет. ООН, Международная организация гражданской обороны, Международный комитет Красного Креста, другие международные организации предпринимают меры по внедрению новых стратегий и методов борьбы с бедствиями различного происхождения. В условиях вызванного жизнедеятельностью человека системного кризиса общество не может продолжать двигаться по пути, приведшему к этому кризису. Но оно не может и покорно ждать стихийного «естественного» завершения кризиса, борясь только с последствиями чрезвычайных ситуаций, непрерывно умножающихся и становящихся все более масштабными. Поэтому человечеству остается один выход. Этот выход, предсказанный еще В. Вернадским, — активное вмешательство общественного разума в пока что стихийный ход событий. По Вернадскому, при достижении своими технологиями глобальной мощности человек должен и может разумно ограничить их применение, направить развитие общества, которое принято теперь называть «устойчивым». Иными словами: выход из современного кризиса, причем единственный, заключается в обеспечении безопасности жизнедеятельности общества на всех его уровнях. Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к социально-значимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем является решение вопроса безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Ведущую роль в формировании у детей и подростков положительного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие навыков самостоятельного и безопасного поведения принадлежит образовательным учреждениям. Процесс формирования мотивов, норм и правил поведения ребенка будет основой для развития у него безопасного стиля поведения, безопасного стиля жизни в обществе. Поэтому нужно научить детей тому, какие опасности могут подстерегать их, как надо вести себя, чтобы избежать их, что делать для сохранения своей жизни и здоровья. Чаще это происходит на уроках: 1-4 классы «Окружающий мир», 5-11 классы «Основы безопасности жизнедеятельности». Актуальность программы Часть научной общественности считает, что человечество вступило в эпоху катастроф. Те кто будет жить и работать в XXI веке учатся сейчас в школе. От того, насколько они будут подготовлены к жизни, зависит не только их судьба, но и судьба государства. Особенностью программы «Береги себя и своих близких» является то, что она ставит и решает актуальные вопросы социального и духовного развития обучающихся 7-9 классов, оставаясь при этом в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и требования современной школы и в соответствии с требованиями программ нового поколения. Авторская программа «Клуб МЧС» составлена в соответствии с требованиями ФЗ России «Об образовании», «О защите населения на территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О воинской обязанности и военной службе». Необходимость в разработке данной программы заключалась в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подготовке молодых людей к службе в Армии других силовых структурах. История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков, которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость; учебная программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых. Физическая культура и спорт являются одним из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовка к труду, состоящее из физических упражнений, соревнований. В эпоху научно-технической революции, основной причиной утраты здоровья, многих болезней, преждевременного старения являются ежедневные нервно-психические и эмоциональные перегрузки. Противостоять этим неблагоприятным факторам можно лишь с помощью регулярных физических упражнений, закаливания, здорового образа жизни. Целью физического воспитания, наряду с укреплением здоровья, является формирование физического совершенства, готовности использования достижений физической культуры, для сохранения здоровья и высокой работоспособности на долголетний период жизни. Основные цели и задачи Цель: воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; формирование умений и навыков, необходимых при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуация; формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях; Задачи: Создание условий для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях. Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по самоспасению, но и оказывать помощь попавшим в беду людям. Подготовка команд и участников к муниципальным, районным соревнованиям «Школа безопасности». Социализация личности. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения. Программа рассчитана на 3 года обучения 7-9 класс 102 часа – 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы выстроено по трем линиям: гражданская оборона; безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Программа построена по принципу блоков Программа реализуется в два этапа: I этап: Программа первого и второго года носит информационно – деятельностный характер и предусматривает обучение подростков основам выживания в экстремальных природных условиях, знакомит с личным и групповым снаряжением для ведения спасательных работ, средствами защиты от поражающих факторов, с методами оказания первой медицинской помощи, с природоохранным кодексом туриста. II этап: Программа третьего года, носит практический характер и предусматривает дальнейшее углубление и расширение знаний, накопление опыта, совершенствование навыков и умений, совершенствование морально-психологического состояния в экстремальных ситуациях. Участие в различных соревнованиях городского и окружного масштаба, инструкторскую деятельность. Основные направления работы: 1. 2. 3. 4. Мотивация безопасности. Система знаний об источниках опасности. Система знаний умений и навыков безопасного поведения. Воспитание личностных качеств обучающихся: -ценностного отношения к человеческой жизни; -чувства уважения к героическому наследию России, и ее государственной символике; -патриотизма и чувства долга по защите Отечества. 5. Психологическая подготовка к безопасному поведению. Условия для реализации программы. Для реализации программы на еѐ изучение необходимо предусмотреть по 1 ч. учебного времени в неделю (с 7 по 9 класс). Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско- юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов Методы реализации программы: - привлечение специалистов ВК и учителей по теоретическим дисциплинам (Основы государства и права, история Отечества, основы военной службы); - привлечение специалистов по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка) сотрудников ОВД, МЧС; - подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекций, семинары); - проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях районного масштаба; - организация походов; - проведение встреч с ветеранами ВОВ, Афганской и чеченской кампании; Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу. По окончании программы школьники должны: Знать: - основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ; -функции спасательной службы и законодательную базу; - специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия; - принципы организации и порядок ведения аварийно-спасательных работ при различных ЧС; - способы поиска извлечения и транспортировки, пострадавших в различных условиях; - последствия применения современных видов оружия и специфику ведения аварийно-спасательных работ ЧС; - основы применения специальных аварийно-спасательных средств; - приемы и средства для оказания первой медицинской помощи; - способы переноски и транспортировки, пострадавших при различных переломах; - основы передвижения по различной местности; - основы выживания в различных климатических и природных условиях; - технику безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ; - индивидуальные психологические особенности; Уметь: -ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу; - вести аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствиях; - применять и эффективно использовать спасательную технику оборудование, СИЗ; - оказывать первую медицинскую помощь; - автономное существование и выживание; Содержание курса Структурно программа курса состоит из 4 разделов. Раздел I. Гражданская оборона Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. (9 часов) Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны. Оборонный потенциал страны, его составными частями являются: 1. Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания. 2. Моральный потенциал – желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны. 3. Людской (мобилизационный) потенциал – численность населения, подлежащая призыву в вооруженные силы и оборонные отрасли экономики. 4. Промышленный (экономический) потенциал – способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий. 5. Гражданская оборона – способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США – за счет создания национальной противоракетной обороны, Китай – за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона. В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения. Большие и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения. Тема 2. Воздействие оружия массового поражения противника ( 3 часа ) Воздействие ядерного оружия. Воздействие химического оружия. Воздействие бактериологического (биологического) оружия. Оружие массового поражения (ОМП), или оружие большой поражающей способности, предназначается для нанесения массовых потерь и разрушений. К существующим видам ОМП относится ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие. Научно-технический прогресс позволяет создать ОМП, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, лучевое, этническое и др.)- Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов могут также приобрести свойства оружия массового поражения. Тема 3. Приборы радиационной и химической разведки, контроля заражения и радиоактивного облучения (2 часа) Дозиметрические приборы. Средства химической разведки и контроля заражения. Тема 4. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника (3 часа) Укрытие населения в защитных сооружениях. Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения. Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет. Действие по сигналу оповещения гражданской обороны. Тема 5. Спасательные и неотложные аварийно – восстановительные работы в очагах поражения (3 часа) Управление и связь. Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения. Основы спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ. Специальная обработка. Раздел I I. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (53 часа) Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Понятие чрезвычайной ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Войска гражданской обороны, их состав и назначение. Гласность и информация в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Тема 6. Дорожная безопасность (9часов) Дорожная безопасность. Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов. Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам. Передвижение группы детей. Правила перехода перекрестков, улиц, дорог. ДТП. Взаимодействие очевидцев ДТП с работниками ГАИ на месте происшествия. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. ЧС ситуации на транспорте. Железнодорожный транспорт, авиационный, водный. Правила безопасного поведения на транспорте. Тема 7. Пожарная безопасность (9часов) Пожарная безопасность. Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС. Детская шалость с огнем и ее последствия. Мероприятия предпринимаемые с учѐтом вида ЧС. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке. Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей. Пожары и взрывы Пожары, группы возгораемости, обстановка на пожаре. Взрывы, взрывоопасные объекты Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Тема 8.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Безопасное поведение на воде. (5часов) Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.) Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера. Тема 9. Чрезвычайные ситуации природного характера. (2 часа) Землетрясение. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия. Системы оповещения при ЧС. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при ЧС (землетрясении.). Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Правила поведения во время ЧС. Оползни, их последствия, защита населения. Тема 10.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 часа) Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Подготовка населения в области защиты в ЧС Смерчи Тема 11.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (2 часа) Наводнения. Виды наводнений и их причина. Защита населения от последствий наводнений. Правила поведения во время ЧС наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. Сели и их последствия. Защита населения от селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами. Тема 12.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (2 часа) Лесные и торфяные пожары и их характеристика Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии Тема 13.Производственные аварии и катастрофы (3часа) ЧС техногенного характера. Производственные аварии и катастрофы. Характеристика и типы ЧС техногенного характера. Причины аварий и катастроф Тема 14. Аварии с выбросом (выливом) аварийно химических опасных веществ (4часа) Химические вещества и опасные объекты. АХОВ и характеристика их поражающих факторов. Возможные последствия при авариях на ХОО. Правила поведения и действия при аварии на ХОО. Тема 15. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5часов) Радиоактивность и радиационно опасные объекты (РОО). Ионизирующие излучения: природа, единицы измерения. Естественная радиоактивность, источники. Характеристика очагов поражения и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Тема 16. Гидродинамические аварии (4часа) Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Защита населения от последствий и при угрозе гидродинамических аварий. Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов) Тема 17. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (3 часа) Первая медицинская помощь при травмах. Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Ожоги. Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Медицинская аптечка, состав и назначение. Тема 18. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (2 часа) Здоровый образ жизни в подростковом возрасте. Закаливание организма. Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, его негативное воздействие на организм человека. Тема 19. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (4 часа) Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия. (4 часа) Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне (16 часов) Средства коллективной защиты. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия простейшего типа. Правила поведения в укрытиях. Сигналы и средства оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (РХБ заражении). Способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения при нахождении на месте и в движении, на открытой местности. Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) (13 часов) Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта. Средства обозначения границ района заражения (объекта) радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами. Преодоление зараженной местности в пешем порядке, правильное использование средств индивидуальной защиты. Проведение частичной специальной обработки вооружения и предметов экипировки, санитарная обработка личного состава. Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Перевязки и перевязочный материал. Правила пользования индивидуальным перевязочным пакетом. Занятие 2. Практическое - 3 часа. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Занятие 3. Практическое - 3 часа. Понятие о переломах костей и признаки их. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей, черепа и верхних конечностей. Занятие 4. Практическое – 3 часа. Понятие об ожогах. Первая медицинская помощь при ожогах. Способы определения остановки сердечной деятельности и остановки дыхания. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Занятие 5. Практическое - 1 час. Правила наложения стерильных повязок на голову, на живот, на верхние конечности, промежности и нижние конечности. Занятие 6. Практическое -2 часа. Первая медицинская помощь при радиационных поражениях, поражениях сильнодействующими отравляющими ядовитыми веществами. Профилактика радиационных поражений. Назначение устройств, средств индивидуальной медицинской защиты, аптечка АИ-2, индивидуального противохимического пакета ИПП-8 (ИПП-9). Тема 22. Эвакуация из здания школы в случае пожара (3 часа) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержание темы Количество часов 7кл 8кл 9кл Раздел I. Гражданская оборона Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. Всего 9 часов 5 4 Введение в предмет ГО и МЧС 1 Инструкция по ОТ и ТБ на занятиях по Гражданской обороне Современные средства нападения противника 1 Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое (биологическое) оружие Возможный характер современной войны 1 1 Задачи гражданской обороны 1 1 Силы гражданской обороны 1 1 Планирование мероприятий гражданской обороны на 1 объекте (школе, детских учреждениях) Службы ГО. Служба оповещения и связи. Медицинская служба. Противопожарная служба Тема 2. Воздействие оружия массового поражения Всего 3часа противника 3 Воздействие ядерного оружия 1 Воздействие химического оружия 1 Воздействие бактериологического (биологического) оружия 1 Тема 3. Приборы радиационной и химической разведки, Всего 2часа контроля заражения и радиоактивного облучения 2 Дозиметрические приборы 1 Средства химической разведки и контроля заражения 1 Тема 4. Защита населения от оружия массового Всего 3часа поражения и других средств нападения противника 3 Укрытие населения в защитных сооружениях. 1 Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения Средства индивидуальной защиты. Классификация средств 1 индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет Действие по сигналу оповещения гражданской обороны 1 Тема 5. Спасательные и неотложные аварийно – Всего 3часа восстановительные работы в очагах поражения 3 Управление и связь 1 Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных 1 аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения Основы спасательных и неотложных аварийно – 1 восстановительных работ . Специальная обработка Раздел II. Всего 53часа Безопасность человека в опасных и чрезвычайных 20 11 22 ситуациях. Роль и место гражданской обороны по защите населения в 1 1 19 20 ЧС мирного времени Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф 1 1 1 1 21 22 Тема 6. Дорожная безопасность Тема 7.Пожарная безопасность Пожары и взрывы 23 5 Тема8.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера . Безопасное поведение на воде. 24 Тема9. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 2 25 Тема 10.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения 2 26 Тема 11.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 2 27 Тема 12.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения Тема 13.Производственные аварии и катастрофы Тема 14. Аварии с выбросом (выливом) аварийно химических опасных веществ 2 28 29 6 6 3 3 3 4 30 Тема 15. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 5 31 Тема 16. Гидродинамические аварии 4 Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 32 33 34 35 36 37 Тема 17. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи Тема 18. Основы здорового образа жизни и культура здоровья Тема 19. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия. Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) Тема 22.Эвакуация из здания школы в случае пожара Всего: Итого: Всего 13 часов 5 4 4 3 2 4 4 Всего 16 часов 4 4 8 3 3 7 1 1 34 34 102 часа 1 34 Календарно-тематическое планирование 7 класс № Тема Кол-во часов Дата Введение в предмет ГО и МЧС. Инструкция по ОТ и ТБ на занятиях по Гражданской обороне Современные средства нападения противника. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое (биологическое) оружие Возможный характер современной войны Задачи гражданской обороны Силы гражданской обороны Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф Дорожная безопасность. Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов. Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам. 1 07.09.2023 1 14.09.2023 1 1 1 1 21.09.2023 28.09.2023 05.10.2023 12.10.2023 1 1 1 1 19.10.2023 26.10.2023 09.11.2023 16.11.2023 1 23.11.2023 1 30.11.2023 13. Передвижение группы детей. Правила перехода перекрестков, улиц, дорог. 1 07.12.2023 14. ДТП. Взаимодействие очевидцев ДТП с работниками ГАИ на месте происшествия. Пожарная безопасность. Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС. Детская шалость с огнем и ее последствия. Мероприятия предпринимаемые с учѐтом вида ЧС. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке. Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.) Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера. Первая медицинская помощь при травмах. Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой 1 14.12.2023 1 21.12.2023 1 28.12.2023 1 11.01.2024 1 1 18.01.2024 25.01.2024 1 01.02.2024 1 1 1 1 08.02.2024 15.02.2024 22.02.2024 29.02.2024 1 07.03.2024 1 14.03.2024 1 21.03.2024 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. медицинской помощи при отравлениях. Ожоги. Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Медицинская аптечка, состав и назначение. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте. Закаливание организма. Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, его негативное воздействие на организм человека. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Перевязки и перевязочный материал. Правила пользования индивидуальным перевязочным пакетом. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Понятие о переломах костей и признаки их. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей, черепа и верхних конечностей. Эвакуация из здания школы в случае пожара 1 04.04.2023 1 11.04.2023 1 18.04.2023 1 25.04.2023 1 16.05.2024 1 23.05.2024 1 30.05.2024 Календарно-тематическое планирование 8 класс № Тема Кол-во часов Дата 1. Возможный характер современной войны 1 02.09.2024 2. 3. 4. Задачи гражданской обороны Силы гражданской обороны Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте (школе, детских учреждениях) Службы ГО. Служба оповещения и связи. Медицинская служба. Противопожарная служба Воздействие ядерного оружия Воздействие химического оружия Воздействие бактериологического (биологического) оружия Дозиметрические приборы Средства химической разведки и контроля заражения Укрытие населения в защитных сооружениях. Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет Действие по сигналу оповещения гражданской обороны Управление и связь Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения Основы спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ . Специальная обработка Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф Землетрясение. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия. Системы оповещения при ЧС. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при ЧС (землетрясении.). Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Правила поведения во время ЧС. Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Подготовка населения в области защиты в ЧС Смерчи Наводнения. Виды наводнений и их причина. Защита населения от последствий наводнений. Правила поведения во время ЧС наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. Сели и их последствия. Защита населения от селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 1 1 1 09.09.2024 16.09.2024 23.09.2024 1 1 1 1 1 1 30.09.2024 07.10.2024 14.10.2024 21.10.2024 04.11.2024 11.11.2024 1 18.11.2024 1 1 25.11.2024 02.12.2025 09.11.2024 1 16.12.2024 1 23.12.2024 1 1 1 13.01.2025 20.01.2025 27.01.2025 1 03.02.2025 1 1 10.02.2025 17.02.2025 1 24.02.2025 1 03.03.2025 1 10.03.2025 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Понятие о переломах костей и признаки их. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей, черепа и верхних конечностей. Понятие об ожогах. Первая медицинская помощь при ожогах. Эвакуация из здания школы в случае пожара 1 1 17.03.2025 31.03.2025 1 07.04.2025 1 14.04.2025 1 21.04.2025 1 28.04.2025 1 05.05.2025 1 1 12.05.2025 19.05.2025 Календарно-тематическое планирование 9 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Тема Кол-во часов Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. ЧС ситуации на транспорте. Железнодорожный транспорт, авиационный, водный. Правила безопасного поведения на транспорте. Пожары, группы возгораемости, обстановка на пожаре. Взрывы, взрывоопасные объекты Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. ЧС техногенного характера. Производственные аварии и катастрофы. Характеристика и типы ЧС техногенного характера. Причины аварий и катастроф Химические вещества и опасные объекты. АХОВ и характеристика их поражающих факторов. Возможные последствия при авариях на ХОО. Правила поведения и действия при аварии на ХОО. Радиоактивность и радиационно опасные объекты (РОО). Ионизирующие излучения: природа, единицы измерения. Естественная радиоактивность, источники. Характеристика очагов поражения и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Защита населения от последствий и при угрозе гидродинамических аварий. Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Понятие о переломах костей и признаки их. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей, черепа и верхних конечностей. Способы определения остановки сердечной деятельности и остановки дыхания. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Правила наложения стерильных повязок на голову, на живот, на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 32. 33. 34. верхние конечности, промежности и нижние конечности. Первая медицинская помощь при радиационных поражениях, поражениях сильнодействующими отравляющими ядовитыми веществами. Профилактика радиационных поражений. Назначение устройств, средств индивидуальной медицинской защиты, аптечка АИ-2, индивидуального противохимического пакета ИПП-8 (ИПП-9). Эвакуация из здания школы в случае пожара 1 1 1