Пионербол 4, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя школа интернат»

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
______________А.А. Асочакова
Приказ №____ от___ «____» 2024

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ «Куйбышевская СШИ»
______________О.К. Топоева
Приказ №____ от___ «____» 2024

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________В.Е. Тодышева
Приказ №____ от___ «____» 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
для обучающихся 4-5 класса

Составитель:
Учитель физической культуры
первой категории
Чичинин Олег Антонович

с.Куйбышево 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В
Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации
в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Занятия спортом
дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлѐнность,
способствует поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как
укрепляют здоровье.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Пионербол» имеет
физкультурноспортивную
направленность
и
предназначена
для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 6 класса,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Разработана на основе
пособия для учителей и методистов Волейбол, внеурочная деятельность / Г.А.
Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2013. - 77 с.: ил. (Работаем по новым стандартам). При разработке программы были использованы
опыт обучения и тренировки юных волейболистов, результаты научных
исследований по вопросам медицины, теории и методики физического воспитания,
педагогики и физиологии, гигиены и психологии.
Актуальность программы
Пионербол - подвижная игра в программах физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений. Игра в «Пионербол» включена в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это
занятия в спортивной секции по пионерболу, физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района,
округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в пионербол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость
движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия пионерболом улучшают
работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему,
развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в пионербол требует,
от занимающихся применения целого спектра физических возможностей, волевых
усилий и умения пользоваться приобретѐнными навыками. Проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Благодаря своей эмоциональности игра в пионербол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
пионербола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники игры в пионербол и подводящие к
освоению спортивной игры волейбол, развитию физических способностей.
В школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего
сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании
мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растѐт заболеваемость

учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания
желудочно-кишечного
тракта
и
печени,
нарушения
со
стороны
опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчѐт динамику состояния здоровья учащихся, на заседании
методического совета принято решение по проектированию комплексной
программы
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению «Пионербол» для учащихся 5-6 классов, реализация которой будет
нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье
учащихся, а также решению вопроса занятости обучающихся во внеурочное время.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Пионербол» может рассматриваться как одна из
ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего
воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в
мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого
условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление
здоровья учащихся, в еѐ основу положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Пионербол» носит
образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление
следующих целей:
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание
личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся.
2. Популяризация пионербола, как подводящей игры к спортивной игре
волейбол
3. Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям пионерболом
4. Обучение базовым основам спортивной игры волейбол.
5. Развитие
физических
способностей
(силовых,
скоростных,
скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости).
6. Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.
7. Воспитание моральных и волевых качеств.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности программы.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Пионербол» предназначена для учащихся 6
класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения
занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех
уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т.е. 45 минут,
1 раз в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся в спортивном зале.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Посвящены только одному из компонентов
Однонаправленные занятия
подготовки волейболиста: техническому или
физическому
Включают два компонента техническая и
Комбинированные занятия
физическая подготовка;
Построены на учебной двусторонней игре в
Целостно-игровые занятия
пионербол элементами волейбола, с соблюдением
основных правил
Приѐм нормативов у занимающихся, выполнение
контрольных упражнений (двигательных заданий) с
Контрольные занятия
целью получения данных об уровне технической и
физической подготовленности занимающихся
Подобная
реализация
программы
внеурочной
деятельности
по
физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Пионербол»
соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию
личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих
практик.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты - готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной

научной картины мира.
Результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Пионербол» является формирование следующих
умений:
• определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
• проговаривать последовательность действий;
• уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
• средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
• учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и
понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
• осознание учащимися необходимости заботы о своѐм здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и
здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать
спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы
внеурочной
деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Пионербол» учащиеся будут знать:
• особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
• основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
• заботиться о своѐм здоровье;
• применять коммуникативные и презентационные навыки;
• оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
• находить выход из стрессовых ситуаций;
• принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
• адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях;
• отвечать за свои поступки;
• отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать
такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и
ловким.
•
•
•
•
•
•

Формы учѐта знаний и умений, система контролирующих материалов для
оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
№ Контрольные
п/п испытания
высокий средний
I
Теория
мальчики
1.Правила игры
(тест из 10
10-9
8-7
вопросов)
II
Физическая
подготовка
1.Прыжки на
28
20
скакалке 15 с.
2.Бросок мяча1кг
из-за головы из
400
330
положения сидя
(см.)
III Техническая
подготовка
1. Подача мяча (из
3
2
5 попыток)
2. Подача мяча по
зонам (из 3
2
1
попыток)
3.Приѐм мяча
после подачи (из 5
3
2
попыток)
4. Блокирование
после броска мяча
2
1
(из 3 попыток)

оценка
низкий высокий средний низкий
девочки
6и
меньше

10-9

8-7

6и
меньше

16 и
меньше

30

22

18 и
меньше

290

380

290

240

1

2

1

-

-

2

1

-

1

2

1

-

-

2

1

-

3. Содержание
Примерное распределение учебного материала по пионерболу во внеурочной
деятельности учащихся
№

Учебные разделы и содержание темы

Теоретические сведения
1. История создания игры в пионербол. Амплуа игроков. Технические
действия и правила игры. Основные жесты судей
Пионербол с элементами волейбола
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижение приставным
шагом вправо и влево; выход к мячу, Упражнения с мячом: нижняя
прямая подача через сетку, приѐм и передача мяча снизу, приѐм и
передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами). Упражнения общей физической подготовки
2
Общефизическая подготовка
Упражнения разносторонней направленности, для групп мышц.

Количество
часов
В процессе
уроков

33

Специальная физическая подготовка
Прыжки, наскоки, выпрыгивания, перекаты, падения.
Промежуточная аттестация
(Контрольные нормативы по технической и физической подготовке)
4 Итого
3

1
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

1

практика

1
1

практика
практика

4. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Игра «Передал - садись».

1

практика

5. Передача мяча через сетку с места. Игра по упрощѐнным правилам.

1

практика

1

практика

1

практика

8. Приѐм подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам.

1

практика

9. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам.

1

практика

10. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам.

1

практика

1

практика

1

практика

13. Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростносиловых качеств.

1

практика

14. Нападающий бросок со второй линии. Прыжки.

1

практика

№ п/п Наименование разделов и тем программы
Инструктаж по технике безопасности. Основные положения правил игры в
1. пионербол.
Разметка площадки. Стойка игрока
2. Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках.
3. Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах.

Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощѐнным
правилам.
Приѐм подачи, передача к сетке. Чередование перемещений.
7.
Развитие координации. Игра по упрощѐнным правилам.
6.

Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с
активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий
бросок.
12. Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке.
11.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Нападающий бросок. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по
упрощѐнным правилам.
Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. Игра по
упрощѐнным правилам.
Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Учебная игра по упрощенным
правилам.
Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперѐд. Учебная
игра по упрощенным правилам.
Нападающий бросок. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по
упрощѐнным правилам.
Подача мяча по зонам. Закрепление подачи мяча. Нападающий бросок. Приѐм
подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам
Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой
выносливости.
Блокирование нападающего броска с передачи. Подача мяча. Игра по
упрощѐнным правилам.
Обучение приему мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по
упрощѐнным правилам.
Прием мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощѐнным
правилам.

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

1

практика

25. Закрепление нападающего броска. Прием и передача мяча снизу. Игра.

1

практика

26. Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление приема мяча от сетки. Игра.

1

практика

Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление нападающего броска со
второй линии. Закрепление приема мяча от сетки.

1

практика

28. Закрепление приѐма передачи. Взаимодействие игроков.

1

практика

29. Приѐм мяча на месте и после перемещения.

1

практика

30. Учебно-тренировочная игра. Судейство

1

практика

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

27.

31. Промежуточная аттестация

1

практика

32. Учебная игра. Соревнования

1

практика

33. Учебная игра. Соревнования

1

практика

34. Учебная игра. Соревнования

1

практика

ИТОГО:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».