Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя школа интернат» РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ______________А.А. Асочакова Приказ №____ от___ «____» 2024 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Куйбышевская СШИ» ______________О.К. Топоева Приказ №____ от___ «____» 2024 СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________В.Е. Тодышева Приказ №____ от___ «____» 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности для обучающихся 4-5 класса Составитель: Учитель физической культуры первой категории Чичинин Олег Антонович с.Куйбышево 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлѐнность, способствует поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Рабочая программа внеурочной деятельности «Пионербол» имеет физкультурноспортивную направленность и предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 6 класса, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Разработана на основе пособия для учителей и методистов Волейбол, внеурочная деятельность / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2013. - 77 с.: ил. (Работаем по новым стандартам). При разработке программы были использованы опыт обучения и тренировки юных волейболистов, результаты научных исследований по вопросам медицины, теории и методики физического воспитания, педагогики и физиологии, гигиены и психологии. Актуальность программы Пионербол - подвижная игра в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Игра в «Пионербол» включена в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по пионерболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в пионербол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия пионерболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в пионербол требует, от занимающихся применения целого спектра физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретѐнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в пионербол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению пионербола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники игры в пионербол и подводящие к освоению спортивной игры волейбол, развитию физических способностей. В школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растѐт заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение. Принимая в расчѐт динамику состояния здоровья учащихся, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Пионербол» для учащихся 5-6 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье учащихся, а также решению вопроса занятости обучающихся во внеурочное время. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Пионербол» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в еѐ основу положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Пионербол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта. Задачи: 1. Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся. 2. Популяризация пионербола, как подводящей игры к спортивной игре волейбол 3. Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям пионерболом 4. Обучение базовым основам спортивной игры волейбол. 5. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости). 6. Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний. 7. Воспитание моральных и волевых качеств. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Особенности программы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Пионербол» предназначена для учащихся 6 класса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут, 1 раз в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся в спортивном зале. Формы проведения занятий и виды деятельности Посвящены только одному из компонентов Однонаправленные занятия подготовки волейболиста: техническому или физическому Включают два компонента техническая и Комбинированные занятия физическая подготовка; Построены на учебной двусторонней игре в Целостно-игровые занятия пионербол элементами волейбола, с соблюдением основных правил Приѐм нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с Контрольные занятия целью получения данных об уровне технической и физической подготовленности занимающихся Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Пионербол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: • личностные результаты - готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Пионербол» является формирование следующих умений: • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно; • проговаривать последовательность действий; • уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность; • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других; • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: • осознание учащимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Пионербол» учащиеся будут знать: • особенности воздействия двигательной активности на организм человека; • основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; уметь: • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; • выполнять физические упражнения для развития физических навыков; • заботиться о своѐм здоровье; • применять коммуникативные и презентационные навыки; • оказывать первую медицинскую помощь при травмах; • находить выход из стрессовых ситуаций; • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; • адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных ситуациях; • отвечать за свои поступки; • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. • • • • • • Формы учѐта знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной № Контрольные п/п испытания высокий средний I Теория мальчики 1.Правила игры (тест из 10 10-9 8-7 вопросов) II Физическая подготовка 1.Прыжки на 28 20 скакалке 15 с. 2.Бросок мяча1кг из-за головы из 400 330 положения сидя (см.) III Техническая подготовка 1. Подача мяча (из 3 2 5 попыток) 2. Подача мяча по зонам (из 3 2 1 попыток) 3.Приѐм мяча после подачи (из 5 3 2 попыток) 4. Блокирование после броска мяча 2 1 (из 3 попыток) оценка низкий высокий средний низкий девочки 6и меньше 10-9 8-7 6и меньше 16 и меньше 30 22 18 и меньше 290 380 290 240 1 2 1 - - 2 1 - 1 2 1 - - 2 1 - 3. Содержание Примерное распределение учебного материала по пионерболу во внеурочной деятельности учащихся № Учебные разделы и содержание темы Теоретические сведения 1. История создания игры в пионербол. Амплуа игроков. Технические действия и правила игры. Основные жесты судей Пионербол с элементами волейбола Упражнения без мяча: основная стойка; передвижение приставным шагом вправо и влево; выход к мячу, Упражнения с мячом: нижняя прямая подача через сетку, приѐм и передача мяча снизу, приѐм и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Упражнения общей физической подготовки 2 Общефизическая подготовка Упражнения разносторонней направленности, для групп мышц. Количество часов В процессе уроков 33 Специальная физическая подготовка Прыжки, наскоки, выпрыгивания, перекаты, падения. Промежуточная аттестация (Контрольные нормативы по технической и физической подготовке) 4 Итого 3 1 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кол-во часов Форма проведения занятия 1 практика 1 1 практика практика 4. Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. Игра «Передал - садись». 1 практика 5. Передача мяча через сетку с места. Игра по упрощѐнным правилам. 1 практика 1 практика 1 практика 8. Приѐм подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. 1 практика 9. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам. 1 практика 10. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам. 1 практика 1 практика 1 практика 13. Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростносиловых качеств. 1 практика 14. Нападающий бросок со второй линии. Прыжки. 1 практика № п/п Наименование разделов и тем программы Инструктаж по технике безопасности. Основные положения правил игры в 1. пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока 2. Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. 3. Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощѐнным правилам. Приѐм подачи, передача к сетке. Чередование перемещений. 7. Развитие координации. Игра по упрощѐнным правилам. 6. Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. 12. Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. 11. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Нападающий бросок. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам. Обучение блокированию. Блокирование нападающего броска. Игра по упрощѐнным правилам. Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. Учебная игра по упрощенным правилам. Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперѐд. Учебная игра по упрощенным правилам. Нападающий бросок. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам. Подача мяча по зонам. Закрепление подачи мяча. Нападающий бросок. Приѐм подачи, передача к сетке. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости. Блокирование нападающего броска с передачи. Подача мяча. Игра по упрощѐнным правилам. Обучение приему мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощѐнным правилам. Прием мяча от сетки. Закрепление нападающего броска. Игра по упрощѐнным правилам. 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 1 практика 25. Закрепление нападающего броска. Прием и передача мяча снизу. Игра. 1 практика 26. Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление приема мяча от сетки. Игра. 1 практика Прием мяча после передачи в сетку. Закрепление нападающего броска со второй линии. Закрепление приема мяча от сетки. 1 практика 28. Закрепление приѐма передачи. Взаимодействие игроков. 1 практика 29. Приѐм мяча на месте и после перемещения. 1 практика 30. Учебно-тренировочная игра. Судейство 1 практика 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 27. 31. Промежуточная аттестация 1 практика 32. Учебная игра. Соревнования 1 практика 33. Учебная игра. Соревнования 1 практика 34. Учебная игра. Соревнования 1 практика ИТОГО: 34