Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя школа – интернат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Реальная математика» 7 класс Автор: Асочакова Анжелика Алексеевна, I квалификационная категория 2024-2025 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Реальная математика» составлена в целях оказания методической помощи при реализации образовательных программ основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР)и на основании: методических рекомендаций по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов Всероссийских проверочных работ. аналитических справок по результатам проведения всероссийских проверочных работы по математике за курс 7 класса; По результатам анализов проверочных работ по математике за курс 7 класса можно сделать следующие выводы: учащиеся не осмысленно читают задания, имеют слабое представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, не умеют решать задачи на нахождение части числа и числа по его части, не умеют применять изученные понятия для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, не владеют геометрическим языком, у них недостаточно развиты навыки изобразительных умений и геометрических построений, не умеют проводить логические обоснования. Программа ставит следующие цели обучения: создать условия для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к ВПР; овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. Рабочая программа направлена на решение следующих задач: Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний, подготовить детей к успешной сдаче ВПР по математике. Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой. Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами. Данный курс позволит учащимся более подробно изучить: формулы сокращённого умножения, рациональные дроби, текстовые задачи, задачи на проценты. Учащиеся научатся решать квадратные уравнения, задачи с помощью квадратных уравнений, а также системы уравнений и неравенств с одной переменной; Обучающиеся научатся (требования (умения) в соответствии с ФГОС): оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь»; извлекать информацию, интерпретировать, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины; использовать систему функциональных понятий, строить график линейной функции; использовать приемырешения уравнений, систем уравнений. Решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным, с помощью тождественных преобразований. Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; выполнять несложные преобразования выражений: раскрыть скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения; решать задачи разных типов (на работу, покупки, движение); оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, применять геометрические факты для решения задач. В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом. Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности. Описание места учебного предмета в учебном плане Программа предназначена старшим подросткам (7 класс), имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 34 академических часа. Содержание Обыкновенная дробь, основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в видеобыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений. Многочлен. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, формула разности квадратов. Разложение многочлена на множители. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Анализ диаграмм, таблиц, графиков. Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Линейное уравнение Простейшие текстовые задачи. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач. Равномерное движение. Задачи на движение по реке, суше, воздуху. Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Отношение, выражение отношения в процентах Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник. Четырехугольник. Окружность. Круг. Измерение геометрических величин. Длина. Площадь. Календарно-тематическое планирование № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема занятия Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Анализ таблиц Запись чисел с использованием разных систем измерения. Анализ диаграмм. Представление данных в виде графиков Количество Дата часов проведения 2 2 2 2 2 Рациональные числа на координатной прямой 2 Простейшие текстовые задачи 2 Простейшие логические задачи 2 Оценка вычислений при решении практических задач Линейное уравнение. Решение задач с помощью уравнений График линейной функции. Построение графика линейной функции. Формулы линейной функции Преобразование алгебраических выражений 2 2 2 2 04.09.24 11.09.24 18.09.24 25.09.24 02.10.24 09.10.24 16.10.24 23.10.24 06.11.24 13.11.24 20.11.24 27.11.24 04.12.24 11.12.24 18.12.24 25.12.24 15.01.25 22.01.25 29.01.25 05.02.25 12.02.25 19.02.25 26.02.25 05.03.25 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Оперирование понятиями геометрических фигур. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Решение задач Треугольники. Решение задач 2 Параллельные прямые. Сумма углов треугольника 2 Решение текстовых задач на движение и работу 2 Решение финансовых задач 2 2 12.03.25 19.03.25 02.04.25 09.04.25 16.04.25 23.04.25 30.04.25 07.05.25 14.05.25 21.05.25 34 Итого: Планируемые результаты Подготовка учащихся в части формирования метапредметных результатов: планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений; ведение карт индивидуального контроля; разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР; включение во все уроки заданий по работе с текстами; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану. Подготовка учащихся в части формирования предметных результатов по математике: включение заданий на формирование умений выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями, умения читать величины, записывать и сравнивать их, используя основные единицы измерения величин, соотношения между ними,умение устанавливать зависимость между величинами, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, умения интерпретировать информацию; включение в уроки заданий на работу с источниками информации, представленной в разных формах. Источники: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-matematikeuchis-reshay-razgadivay-klass-3474474.html https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/03/23/analiz-vpr-matematika-7-klass https://kopilkaurokov.ru/matematika/planirovanie/tematicheskoe_planirovanie_kruzhko vykh_zaniatii_po_matematike_v_7_klasse_po_podg Полезные материалы: 1. Информационный портал ВПР. 2. Расписание и демоверсии ВПР. 3. Описание и образцы вариантов на сайте ФИОКО. 4. Решу ВПР. 5. Рабочая тетрадь Skysmart.