Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия
« Куйбышевская средняя школа-интернат» им. Г.Ф.Кышпанакова
«СОГЛАСОВАНО»
УТВЕРЖДАЮ
_______/Чаптыкова О.П./
____________ /Топоева О.К. /
Руководитель ШМО
Директор школы
Протокол №1
Утвержден
от 22.08.2025.
Приказом № 97
От 28.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной
направленности
«Ада сӧзi» (Родное слово)
5-7 классы
Составитель :
Чебодаева К.С
педагог доп. образования
с. Куйбышево 2025г
1.Пояснительная записка
Программа «Ада сӧзi» (Родное слово) программа ориентирована на дополнение и
углубление знаний учащихся по морфологии и орфографии хакасского языка.
Программа «Ада сӧзi» дает возможность школьникам продолжить знакомство с
особенностями правописания, общения, коммуникации на родном языке в современном мире;
осознать важность владения родной речью для достижения успехов в личной и общественной
жизни.
Цель программы «Ада сӧзi»
создание условий для развития языковых навыков, необходимых для успешного
овладения хакасским языком и создание основ творческого потенциала обучающихся по
внеурочной деятельности «Ада сӧзi»
обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программыпо хакасскому языку
Задачи:
формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и
метапредметных) на межпредметном уровне;
развитие у школьников качеств личности, отвечающих требованиям и
информационного общества.
Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики в 5-7-ом классах- 1 час в
неделю. Общий объем учебного времени составляет 35 ч.
Формы проведения занятий:беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые
столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты освоения программы «Ада сӧзi»:
Личностными результатами изучения курса «Ада сӧзi»
формирование следующих умений:
в 6-м классе является
осознавать роль родного языка в жизни людей;
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной
ситуации, правильное использование фразеологизмов;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при
разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Сравнивать хакасский язык с другими тюркскими языками
Метапредметными результатами изучения курса «Ада сӧзi» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать высказывание на заданную тему;
ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного
применения лексики на родном языке;
самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации,
использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Ада
формирование следующих умений:
сӧзi»
в 6-м классе является
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения
при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости,
жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать фразеологизмы на родном языке;
в своей речи правильно использовать грамматические формы хакасского языка
распознавать и правильно употреблять падежные окончания частей речи;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
правильно подбирать окончания;
5. Формы контроля
Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы
проведения занятий: комбинированное учебное занятие, практические занятия ,игра,
дискуссия, общественно полезные практики. Рекомендуемые формы проведения занятий:
–практические занятия
- викторины
- исследования
- турниры
- уроки-аукционы
-индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая
учащихся на самостоятельный поиск.
Ожидаемые результаты учащихся по направлению «Ада
обучения
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
1. Лексику хакасского языка
сӧзi» второго года
2. Что такое закон сингармонизма
3. Падежные окончания частей речи
4. Что такое дикция, интонация в речи.
5. Что речевой этикет.
6. Красота и звучность родного языка
7. Части речи хакасского языка
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
1. Определять и правильно подбирать окончания к словам.
2. Правильно использовать части речи в своей речи
3. Правильно подбирать слова при составлении диалога
4. Использовать различные приемы по развитию речи.
5. Умело использовать в своей речи богатство лексики хакасского языка
Содержание курса «Ада сӧзi» второго года обучения
Тема 1. Мой родной язык в семье тюркских языков
Теоретическая часть: Хакасский язык-язык моих предков
Практическая часть: Мини-рассказы о родном языке
Тема 2.Закон сингармонизма
Теоретическая часть: Монолог
Практическая часть: Выполнение упражнений, нахождение в тексте ошибок
Тема 3. Словообразование в хакасском языке
Теоретическая часть: Дикция, интонация в речи
Практическая часть: Исследование словообразования в хакасском языке
Тема 4. Лексика хакасского языка
Теоретическая часть: Богатство хакасского языка
Практическая часть: Выразительное чтение
Тема 5. Фразеология хакасского языка
Теоретическая часть: Фразеологизмы хакасского языка
Практическая часть:Сопоставление фразеологизмов хакасского и русского
языков
Тема 6. Падежи в хакасском языке
Теоретическая часть: Падежные окончания, имена существительное,
прилагательное, местоимение
Практическая часть: Исследовательская работа
Тема 7. Склонение имен прилагательных
Теоретическая часть: Имя прилагательное
Практическая часть: Игра – путешествие по стране Лексика
Тема 8. Притяжательная форма имен существительных хакасского языка
Теоретическая часть: притяжательная форма
Практическая часть: Тренировочные занятия по развитию речи, обращение к
собеседнику с правильным использованием притяжательной формы имен существительных
Тема 9. Склонение имен прилагательных
Теоретическая часть Словообразовательные аффиксы имен прилагательных, степени
сравнения имен прилагательных, падежные окончания имен существительных
Практическая часть: Нахождение словообразовательных аффиксов имен имен
прилагательных, составление рассказа о самой красивой части речи
Тема 10.Путешествие по числам
Теоретическая часть: Разряды числительных и их склонение по падежам
Практическая часть: Склонение числительных по падежам
Тема 11.Загадки чисел
Теоретическая часть: Падежные окончания числительных, разряды числительных
Практическая часть:Склонение падежных окончаний числительных, нахождение и
правильное применение числительных в речи
Тема 12.Глагол
Теоретическая часть: Время глагола
Практическая часть:Склонение глаголов по лицам, нахождение и правильное
применение глаголов в речи
Тема 11.Формы глагола. Причастие и деепричастие
Теоретическая часть: Причастие, деепричастие, особая форма глагола
Практическая часть:Инсценировка с использованием форм глагола
Итоговое занятие. Мои первые исследования. Начало исследовательской работы по
выбору. Защита проекта
Календарно-тематическое планирование кружка «Ада сӧзi» 5-7 класс
№
Дата
П
Ф
Тема раздела (основное
содержание)
Основные виды деятельности
1.
06.09
Введение. Знакомство Правила Инструктаж
охраны труда и безопасности на
занятиях
Мой родной язык - хакасский язык(2часа)
2
13.09
Мой родной язык в семье
тюркских языков
Мини-рассказы о родном языке
3
20.09
Что я знаю о родном языке?
Монолог
Орфография хакасского языка(4 часа)
4
27.09
Закон сингармонизма
Нахождение ошибок в тексте
5
04.10
Р/р «Играем с буквами»
Игра в слогарики
6
11.10
Путешествие по железной
дороге
Исследование словообразования в хакасском
языке
7
18.10
Согласные звуки и буквы
Правописание согласных в конце слова
Богат и разнообразен мой родной язык(4 часа)
8
25.10
Богат и разнообразен мой
родной язык
Повторение лексики хакасского языка
9
08.11
Фразеологизмы хакасского
языка
Правильное употребление фразеологизмов в
речи.
10
15.11
Конкурс «Умник выражений»
«Умный диалог» инсценировка. Конкурс на
знание фразеологизмов
11
22.11
Сочинение «Родной язык-язык
моих предков»
Сопоставление хакасского языка с другими
тюркскими языками(работа над проектом)
Грамматика. Имя существительное(4 часа)
12
29.11
Р/р «Игра – путешествие по
стране Грамматика»
Нахождение словообразовательных аффиксов
имен существительных
13
06.12
В Стране падежных окончаний
Практическое занятие
14
13.12
Притяжательная форма имен
существительных хакасского
языка
Практическое занятие
15
20.12
Р/р «Игра-путешествие по
Стране падежных окончаний»
Игра с падежными окончаниями
Грамматика. Имя прилагательное(5 часов)
16
.
27.12
Игра «На балу»
Нахождение словообразовательных аффиксов
имен прилагательных
17
10.01
Степени сравнения имен
прилагательных
Практическое занятие
18
17.01
Р/р «Самая красивая»
Составление рассказа о самой красивой части
речи
19
24.01
Склонение имен
прилагательных
Практическое занятие
20
31.01
Р/р Конкурс сочинений «Моя
Хакасия»
Сочинение о родной Хакасии
Грамматика. Числительное (5 часов)
21
07.02
Эти загадочные числа
Изучение числительных, правильное
произношение числительных.
22
14.02
Р/р Урок математики
Решение примеров и задач прописью
23
21.02
Путешествие по числам
Правильное
употребление
окончаний числительных
24
28.02
Игра слов
Найди
ошибки
собеседника
25
06.03
Р/р Сценка «На рынке»
Соблюдение речевого этикета, нахождение
ошибок собеседника
26
13.03
Аукцион
Инсценировка «На аукционе»
при
падежных
произношении
Грамматика. Глагол. Наречие (4 часа)
27
20.03
Самый сильный и подвижный
Практическое занятие
28
03.04
Волшебное слово «Театр».
Сценка
Инсценировка любимых сказок, соблюдение
этикета, правильное использование глаголов в
речи
29
10.04
КВН «Юные следопыты»
Представление
аффиксов глаголов
30
17.04
Конкурс «Умник выражений»
«Умный диалог» инсценировка. Конкурс на
знание времен глаголов
Причастие – особая форма
глагола
Инсценировка любимых сказок, соблюдение
этикета, правильное использование причастий
в речи
31
24.04
словообразовательных
32
08.05
Деепричастие
Практическое занятие
33
15.05
Наречие
Практическое занятие
Работа над проектом и защита проекта(1 час)
34
22..05
Мой проект «Мои первые
исследования»
Защита проекта
Календарно – тематическое планирование программы
«Ада сӧзi» 8-11 классы
№
Наименование разделов и тем
1
2
Введение. Хакас диалекттері (сағай, хаас, хызыл, шор)
ХАКАС диалекттері
Тексттi сизiнiп паза ситкiп хығырары
Текст паза аның стильлері
Наука стильінің синтаксизі хоостыра проект пазары
Тоғыс чооғы стильінің синтаксизі хоостыра секретарь полары
Олаңай чоох стильінің синтаксизі хоостыра сценка турғызары.
Публицистика стильінің синтаксизі хоостыра статья пазары
Хоос литература стильінің синтаксизі хоостыра чоох пазары
Лексика ойыннары
3
4
5
6
7
8
Колво
часо
в
1
1
даты
1
1
1
1
1
1
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
.
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01.
06.02
910
11
Сӧс аның тузазын текстте таап сизiнерi
2
Тӱрк сӧстері орыс тілінде
1
12
13
14
15
16
17
Орыс сӧстері хакас тілінде
Хакас тіліндегі омонимнер текстте
Хакас тіліндегі синонимнер текстте
Хакас тіліндегі антонимнер текстте
Хакас фразеологизмнерi
1
1
1
1
2
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Фонетика, орфография, сӧс пӱдізі сӧбіре істінде
Узун тапсағлар хоостыра мультфильм турғызары (дистанционнай урок)
Тапсағлар ла пастыра мультфильм турғызары (дистанционнай урок)
Видео экскурсия Хакасияxа; чоохтазығ (дистанционнай урок)
Хакас фильм кӧрері; чоохтазығ (дистанционнай урок)
Хакас орфографиязы хоостыра мультфильм турғызары
Морфологияны ойын пастыра хатиры (20)
Адалыстар хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Пілдірістер хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Числительнайлар хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Местоимение хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Иділіс хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Причастие хоостыра интерактивнай ойын турғызары
Деепричастие хоостыра интерактивнай ойын тимнирi
Полызығлығ чоох чардыхтары
26.09
03.10
1
1
1
1
1
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
1
1
1
1
1
1
1
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
30
31
Полызығлығ чоох чардыхтарның тузазы хоостыра интерактивнай ойын тимнирi
2
Итого
31
22.05
26.05