Рабочая программа по ВД ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Бейского района Республики Хакасия
МБОУ «Куйбышевская СШИ им.Г.Ф. Кышпанакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БИОЛОГИЯ 5-6 КЛАСС.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Автор: Аршанов Павел Леонидович

2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектноисследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса
ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным условием успешной
реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с проектами и
исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным
элементом развития личности обучающегося является формирование основных навыков
проектно- исследовательской деятельности.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний,
а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами
исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научноисследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся
нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности
суждений.
Для полного учета потребностей учащихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в
индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь школьниками,
которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов
естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям.
В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или иной
области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким образом
происходит формирование познавательной и профессиональной составляющей личности,
помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в профессиональном выборе
после окончания школы. Подобного рода заинтересованность стимулирует постоянное желание
школьника к познанию нового, расширению и углублению соответствующих знаний, и

получению новых в том числе практических навыков, а также мотивирует учащегося на
профориентацию.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления
собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого
опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Программа поможет
школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а также в
приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и
формирования гражданской позиции:

 навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических
задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в
решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение
планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое продвижение к
желаемому результату;

 навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для
распространения форму;

 - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах
других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;

 навыка публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения
других в своей правоте, продвижения своих идей;

 навыка работы со специализированными компьютерными программами, лабораторным
оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с
которыми может быть связана проектно- исследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и
развитию его адекватной самооценки.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Данная программа рассчитана на работу со школьниками 5-9 классов. Педагогу важнее
акцентировать свое внимание не столько на качестве результата проекта или исследования,
сколько на том, чтобы учащийся получал знания в том числе и через выполнение практического
задания, делал выводы и умозаключения на основании своего исследования, учился сравнивать
его результаты с теоретическим материалом и исследованиями других школьников. Таким
образом, школьник освоит основы проектно-исследовательской деятельности и приобретет
навык критического отношения к материалу.

Программа разбита на модули, которые могут быть использованы либо частично, либо
полностью. Так модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная
экология) предполагается для изучения в 5 или 6 классе в течение одного года (34 часа в год).
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:

 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

 в

возможности комплектования разновозрастных групп для организации
профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается
в примерной программе воспитания;

 в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Особенности работы учителя по программе. Задача учителя состоит в том, чтобы
сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал
каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах.
При этом результатом работы учителя в первую очередь является личностное развитие
учащегося. Личностных результатов учитель может достичь, увлекая ученика совместной и
интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе:

1. Объяснение теоретического материала по теме.
2. Подготовка к экспериментальному занятию, обсуждение объектов для практического
занятия.
3. Проведение практического занятия – основная задача освоение методологии данного
эксперимента.
4. По окончании предложить детям, которые заинтересовались данным экспериментом,
развить его в исследовательский проект. Для этого необходимо обсудить объекты, которые
ученик будет исследовать, составить план эксперимента.
5. Помочь ученику проанализировать результаты эксперимента.
Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности школьников можно в
процессе защиты ими своих работ в рамках школьной научно- практической конференции.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология)
5-6 классы (34 часа)
1. Мы исследуем живые объекты (6 часов)
Свойства и строение живых организмов (строение клетки). Вид, особь – организм как
единая система. Адаптации (приспособления). Понятие гомеостаза живого организма. Способы
его поддержания.
Понятие вариативности признака. Исследовательские работы «Все ли (синицы, белки,
березы и т.д.) одинаковые? Фотоквест».
Ограничения морфологических и физиологических адаптаций. Почему организмы не
становятся бесконечно большими, маленькими, всеядным. Практическая работа «Составляем
книгу рекордов растений и животных нашего края».
2. Влияние окружающей среды на живые организмы (12 часов)
Факторы окружающей среды (абиотические, биотические, антропогенные). Примеры
абиотических факторов, оказывающих основное влияние на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет, влажность. Практическое занятие «Цвет и тепло» (кубики льда
взвесить, положить в чашки Петри на разноцветную бумагу, через 30 минут взвесить заново –
кто быстрее растаял). Практическое занятие «Что растворяется в воде» (эксперимент «Жидкий
дом»). Практическое занятие «Диффузия веществ в воде (растворы)», «Движение растворов по
цветку». Практическое занятие «Лед плавает в воде (айсберги, замерзание водоемов)».
Практическое занятие «Лед при замерзании расширяется» (разрушение камня
(почвообразование), замерзание клеток).
Основные закономерности приспособления живых организмов к абиотическим факторам.
Приспособления к основным абиотическим факторам: температура, влажность и свет.
Практическое занятие «Шуба» (кубики льда завернуть в разный материал, взвесить).
Практическое занятие «Пигменты» (можно разделить на ватмане красители из фломастеров».
Практическое занятие «Как животные плавают в воде» (Эксперимент с пипеткой).
Исследовательские работы «Влияние света (тепла, влажности, состава почвы) на растения
в естественных или искусственных условиях» (на доступном материале).
3. Взаимодействия живых организмов (4 часа)
Биотические факторы. Закономерности развития межвидовых взаимоотношений.
Коэволюция (хищник-жертва; паразит-хозяин) Эволюция стратегий добывания пищи.
Социальность. Виды-вселенцы. Перечень растений- вредителей. Исследовательская работа
«Наблюдения за взаимоотношениями

животных при добывании пищи (кормушки для птиц, для городских или сельских животных).
Веб-камеры». Исследовательская работа «Распространение видов- синантропов в нашей
местности».
4. Человек в жизни растений и животных? (6 часов)
Антропогенные факторы. Правда ли, что первобытные люди жили в гармонии с природой.
Одомашнивание и приручение животных и растений. Зачем спасать вымирающие виды, как это
делать. Культурные растения и их дикие предки. Почему важно их сохранять. Разнообразие
культурных растений и их значение в жизни человека. Красная книга вашей территории. Особо
охраняемые территории, заповедники России и мира. Практическая работа «Разнообразие
культурных растений в вашем регионе».
Исследовательская работа «Влияние антропогенных факторов на развитие растений в
городе/населенном пункте».
Экскурсия/практическая работа «ООПТ в вашем регионе – уникальные объекты
природы».
5. Экологические ниши (6 часов)
Биосфера – одна из важнейших оболочек Земли. Что такое «экологические ниши» и как
они формируются? Формирование знаний по биоразнообразию жизненных форм,
поведенческих приспособлений, модификационная изменчивость (на базовом уровне).
Растительные сообщества и их типы. Развитие и смены растительных сообществ.
Исследовательские работы «Экологические ниши вокруг тебя – описание факторов
окружающей среды». Исследовательские работы «Фенологические наблюдения».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной
деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной
составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой
биологической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и
поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание
значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании
эстетической культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление
собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний
при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему
научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в
изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование
действий в
новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения,
 причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной
биологической задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
 оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
 запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различия и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой;
 овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.
В сфере овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.
 Принятие себя и других;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг;
 овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы В
познавательной (интеллектуальной) сфере:

 приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения
биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных
биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых
биологических приборов и инструментов;

 формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других
учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);

 формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять
причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать
выводы на основании полученных результатов;

 формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с
учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования,
выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования
или проектной деятельности;

 формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная
подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области
биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;

 владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм,
моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
 умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;
интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на
уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области
биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности
геномов живых организмов и регуляцию их работы;

 знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование
живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;

 знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной
жизни человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд
человека;

 знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений,
характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями,
гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация,
мутагенез, генетическое редактирование;

 понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и умение
свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных
направлений — геномики, метагеномики, протеомики;

 знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их
диагностики и лечения;

 формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык
генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить
фундамент научного мировоззрения.
В ценностно-ориентационной сфере:
успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение
здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Как животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) 5-6
классы (34 часа)
№

Темы

Дата

1. Мы исследуем живые объекты (6 ч)
Свойства и строение живых
2.09.25
организмов (строение клетки).
Вид, особь – организм как единая 9.09.25
система.

1
2

3

Адаптации (приспособления).

4

Понятие гомеостаза живого
23.09.25
организма. Способы его
поддержания.
Ограничения морфологических и 30.09.25
физиологических адаптаций.

5

Деятельность школьников
Исследовательские работы строение
клетки
Исследовательские работы «Все ли
(синицы, белки,
березы
и
т.д.) одинаковые? Фотоквест».

16.09.25

Практическая
работа
«Составляем
книгу рекордов
растений и животных нашего края».

Почему организмы не становятся 7.10.25
бесконечно большими,
маленькими,
всеядным.
2. Влияние окружающей среды на живые организмы (12 ч)

6

7

Факторы окружающей среды
(абиотические).

14.10.25

8

Факторы окружающей среды
(биотические,).

21.10.25

9

Факторы окружающей среды
(антропогенные).

10

Примеры абиотических факторов, 18.11.25
оказывающих основное влияние
на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
Примеры абиотических факторов, 25.11.25
оказывающих основное влияние
на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
Примеры абиотических факторов, 2.12.25
оказывающих основное влияние

11

12

11.11.25

Практическое занятие
«Цвет и тепло» (кубики льда взвесить,
положить в чашки Петри на
разноцветную бумагу, через 30 минут
взвесить заново – кто быстрее растаял).
Практическое занятие
«Что растворяется в воде»
(эксперимент
«Жидкий дом»).
Практическое занятие
«Диффузия веществ в воде (растворы)»,
«Движение растворов по цветку».
Практическое занятие
«Лед плавает в воде (айсберги,
замерзание водоемов)».
Практическое занятие
«Лед при замерзании расширяется»
(разрушение камня (почвообразование),
замерзание клеток).
Практическое занятие «Шуба» (кубики
льда завернуть в разный материал,

13

14

15

на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
Примеры абиотических факторов, 9.12.25
оказывающих основное влияние
на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
Примеры абиотических факторов, 16.12.25
оказывающих основное влияние
на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет,
влажность.
Основные закономерности
23.12.25
приспособления живых
организмов к абиотическим
факторам.

16

Приспособления к основным
абиотическим факторам:
температура.

17

Приспособления к основным
абиотическим факторам:
влажность

13.01.26

18

Приспособления к основным
абиотическим факторам: свет.

20.01.26

30.12.25

взвесить).
Практическое занятие
«Пигменты» (можно разделить на
ватмане красители из фломастеров».

Практическое занятие
«Как животные плавают в воде»
(Эксперимент с пипеткой).
Исследовательские работы «Влияние
света (тепла, влажности, состава
почвы) на растения в естественных или
искусственных условиях» (на
доступном
материале).
Исследовательские работы «Влияние
света (тепла, влажности, состава
почвы) на растения в естественных или
искусственных условиях» (на
доступном
материале).
Исследовательские работы «Влияние
света (тепла, влажности, состава
почвы) на растения в естественных или
искусственных условиях» (на
доступном
материале).
Исследовательские работы «Влияние
света (тепла, влажности, состава
почвы) на растения в естественных или
искусственных условиях» (на
доступном
материале).

3. Взаимодействия живых организмов (4 ч)
19

20

21

Биотические факторы.

Закономерности развития
межвидовых
взаимоотношений.
Коэволюция (хищник-жертва;
паразит-хозяин)

27.01.26

3.02.26

10.02.26

Исследовательская работа «Наблюдения
за взаимоотношениями животных при
добывании пищи (кормушки для птиц,
для городских или сельских животных).
Веб- камеры».
Исследовательская работа
«Наблюдения за взаимоотношениями
животных при добывании пищи
(кормушки для птиц, для городских или
сельских животных). Веб- камеры».
Исследовательская работа
«Распространение
видов-синантропов в нашей местности»

Эволюция стратегий
17.02.26
добывания пищи.
Социальность. Виды- вселенцы.
Перечень растений- вредителей.
4. Человек в жизни растений и животных? (6 ч)

22

Исследовательская работа
«Распространение
видов-синантропов в нашей местности»

23

Антропогенные факторы. Правда 24.02.26
ли, что первобытные люди жили в
гармонии с природой.

Практическая работа
«Разнообразие культурных растений в
вашем регионе».

24

Одомашнивание и приручение
животных и растений.

25

Зачем спасать вымирающие виды, 10.03.26
как это делать.

26 27

17.03.26
Культурные растения и их
дикие предки. Почему важно их 31.03.26
сохранять.

Исследовательская работа «Влияние
антропогенных факторов на развитие
растений в городе/населенном пункте».
Исследовательская работа «Влияние
антропогенных факторов на развитие
растений в городе/населенном пункте».
Экскурсия/практическая работа «ООПТ
в вашем регионе – уникальные объекты
природы».

28-29 Разнообразие культурных

растений и их значение в жизни
человека.
30-31 Красная книга вашей

32

территории. Особо охраняемые
территории,
заповедники России и мира.
Проект

3.03.26

7.04.26
14.04.26

Практическая работа
«Разнообразие культурных растений в
вашем регионе».

21.04.26
28.04.26

Экскурсия/практическая работа «ООПТ
в вашем регионе – уникальные объекты
природы».

5.05.26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».