Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя школа – интернат» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «В поисках призвания» 9 класс Автор: Асочакова Анжелика Алексеевна, классный руководитель, I квалификационная категория 2024-2025 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психологическая компетентность является неотъемлемой частью профессионального мастерства любого представителя социологических профессий, следовательно, в рамках предпрофессиональной подготовки школьников по социально-педагогическому профилю формирование основ психологической культуры можно рассматривать как залог будущего успеха и в ходе профессионального обучения, и в процессе будущей педагогической и социальной деятельности. Программа внеурочной деятельности «В поисках призвания» нацелена на формирование у обучающихся пропедевтических знаний. На современном этапе воспитание рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности. Человек, прежде всего, хочет понимать мир, в котором живёт, и своё место в этом мире. Каждый из нас в какой-то момент оказывается перед вопросом – что делать дальше, какой жизненный путь избрать? И, каким бы трудным и неразрешимым этот вопрос не казался, всё равно, в конце концов, выбор осуществляется, если не сознательно, то под давлением внешних обстоятельств. Но, нужно заметить, что прежде чем серьёзно и ответственно браться за решение вопроса – что мне делать?, необходимо найти ответ на другой – кто я, что такое я? Надо разобраться во всём, что непосредственно определяет нашу личность, придаёт ей черты особенные, в совокупности неповторимые. Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы педагога. Важным является умение школьника решать реальные жизненные проблемы, опираясь на свой жизненный опыт и учитывая контекст современной культуры проекта. Цель курса: формирование у обучающихся положительной установки на педагогическую деятельность и раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности молодого человека. Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся. Определение социально – значимых компетенций, необходимыхбудущему педагогу. Развитие организационной компетентности учащихся. Развитие интереса к педагогическому труду. Осознанный выбор профессии. Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Призвание в профессию» рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение курса внеурочной деятельности предполагает, что выпускник основной школы научится: распознавать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, педагогической науки; разграничивать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения; различать современные инновационные технологии в сфере образования; 1. 2. 3. 4. осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить; анализировать свою деятельность; организовывать жизнь и деятельность детей; осуществлять самосовершенствование с позиций требований,предъявляемых к учителю. В результате изучения данного курса учащиеся должны иметь представления о: возникновении и развитии педагогической профессии; социальной значимости труда учителя; педагогических учебных заведениях; роли и сущности педагогической профессии. В результате освоения курса у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно воспитательного процесса; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность обучающихся; Изучение курса внеурочной деятельности предполагает, что выпускник основной школы получит возможность достичь следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты: Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни. Формирование представления о личности педагога, классного руководителя. Формирование представления о педагогической профессии. Личностные результаты: 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Педагогика глазами истории (7 часов). При изучении данного раздела обучающиеся познакомятся с основателями педагогической системы: Ян Амос Каменский, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Раздел 2. Учитель – основа профессии педагога (4 часа). Современные представления о профессиональной деятельности учителя. Профессиональные роли, профессиональное мастерство и творчество учителя. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая культура учителя. Раздел 3. Информация в педагогическую копилку учителя (6 часов). Методы, формы, приемы обучения. Типология уроков. Структура современного урока. Раздел 4. Как стать педагогом (4 часа). Путь в профессию педагога «школа - ВУЗ». Профессиональная карьера педагога. Раздел 5. Портрет современного учителя (13 часов). Учитель как личность и профессионал. Качества личности учителя. Знания учителя: профессиональные и общенаучные, физиологические ипсихологические, педагогические и методические. Умения учителя. Известные люди об учителе. Имидж современного педагога. Виды деятельности: конспектирование, пересказ текстов, написание рефератов, участие в дискуссии, разработка внеклассного мероприятия «Педагогика глазами истории», разработка конспекта урока согласно структуре и требованиям ФГОС. Форма проведения: урок-диспут, урок-КВН, урок-тренинг, круглый стол,практическое занятие, промежуточное диагностирование обучающихся. Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности 9 класс – 34 часа № 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Педагогика глазами истории – 7 часов Ян Амос Каменский «Великая дидактика» Основа педагогической системы Константина Дмитриевича Ушинского – идея народности в воспитании. Лев Николаевич Толстой. Школа в Ясной Поляне. Антон Семенович Макаренко «Педагогическая поэма» Василий Александрович Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Урок – диспут «Что значит хороший учитель?» Урок – КВН «Педагогика глазами истории» Учитель – основа профессии педагога – 4 часа Дата проведения 06.09.24 13.09.24 20.09.24 27.09.24 04.10.24 11.10.24 18.10.24 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Современные представления о профессиональной деятельности учителя Профессиональные роли, профессиональное мастерство и творчество учителя. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая культура учителя. Информация в педагогическую копилку учителя – 6 часов Методы обучения. Формы обучения. Приемы обучения. Методы и приемы работы на уроке. Типология уроков. Структура современного урока. Как стать педагогом – 4 часа Путь в профессию педагога «школа - ВУЗ» Урок – тренинг «Познание себя в профессии педагога» Профессиональная карьера педагога. Круглый стол. Встреча с учителями – участниками и победителями конкурсов педагогического мастерства. Портрет современного учителя – 13 часов Учитель как личность и профессионал Качества личности учителя. Знания учителя: профессиональные и общенаучные. Знания учителя: физиологические и психологические. Знания учителя: педагогические и методические Умения учителя. Практическое занятие «Личностные свойства учителя» Известные люди об учителе. Имидж современного педагога Круглый стол. Встреча с учителями, имеющими звание «Отличник народного Просвещения» Диагностирование способностей обучающихся к педагогической деятельности. Анализ данных диагностики. Итоговое занятие «Я и образование, профессия и карьера» 25.10.24 08.11.24 15.11.24 22.11.24 29.11.24 06.12.24 13.12.24 20.12.24 27.12.24 10.01.24 17.01.24 24.01.24 31.01.24 07.02.24 14.02.24 21.02.24 28.02.24 07.03.24 14.03.24 21.03.24 04.04.24 11.04.24 18.04.24 25.04.24 02.05.24 06.05.24 23.05.24